Süddeutsche Zeitung | 28 ноября 2005 г.
Люди живут в страхе
Соня Цекри
Активная правозащитница обвиняет Москву. Интервью с Либхан Базаевой
Либхан Базаева вошла в историю права: она вместе с шестью другими чеченцами подала жалобу на российское государство в Европейский суд в Страсбурге в связи с нарушениями прав человека в этой кавказской республике и выиграла дело. Правозащитница основала в Грозном женский центр и работает в организации "Мемориал". Сейчас она по приглашению гамбургского фонда, занимающегося политическими преследованиями, переехала жить в Мюнхен, но всего несколько недель назад побывала в Чечне. В декабре ей будет вручена премия города Веймара "За права человека".
- В Чечне избирают парламент. Не стоит ли наконец признать, что ситуация изменилась к лучшему?
- Выборы - это фарс, такой же, каким были президентские выборы. Естественно, люди цепляются за жизнь, они женятся, рожают детей, пытаются придать своей жизни хотя бы какое-то подобие нормальности. Однако они живут в страхе. Никто не решается открыто высказывать свое мнение. Все закрываются на кухнях, боясь доносов. Ситуация почти такая же, как во времена чисток в 1930-е годы. Мы бы радовались выборам, если бы они могли что-то изменить, но это не тот случай.
- Однако в последнее время российских офицеров признают виновными в нарушении прав человека даже российские суды.
- Это единичные случаи. Только в сентябре суд в Ростове-на-Дону оправдал солдат из подразделения Ульмана, которые в январе 2002 года расстреляли и сожгли шестерых чеченцев в горной деревне Дай, среди них была беременная женщина. Солдаты только исполняли приказ, решил суд. Казалось бы, дальше нужно найти тех, кто эти приказы отдал, однако этого не происходит. Родственники жертв продолжают подавать иски, но многие чеченцы уже давно потеряли всякое доверие к российскому правосудию.
- Какое резонанс имел ваш успех в Европейском суде?
- Это вселило в людей хоть какую-то надежду, что право распространяется и на чеченцев. В настоящий момент "Мемориал" обрабатывает еще 20 исков для Страсбурга.
- То есть интерес Запада к Чечне растет?
- Нет. Как раз немецкое федеральное правительство и российский президент до сих пор отлично ладили друг с другом - Чечня не играла никакой роли. Сегодня мне написал письмо адвокат из Гамбурга в связи с тем, что чеченских беженцев снова выдворяют в Москву. При этом жизни этих людей в России угрожает опасность. Атмосфера настолько агрессивная и враждебная, что чеченский ребенок подвергается опасности быть убитым прямо на улице. Высланные беженцы часто исчезают еще в аэропорту: либо их задерживают, либо они из страха скрываются сами.
- Одной из причин отсутствия интереса у Запада является запутанность конфликта. После того как был убит лидер Аслан Масхадов, радикальные силы, например террорист Шамиль Басаев, рвутся к власти. Можно ли вообще найти какое-либо решение этого конфликта?
- В настоящий момент ситуация, действительно, запутанна как никогда. Сперва Россия должна начать отличать сепаратистов от террористов. Если Кремль не осознает, что ему нужно вести переговоры с более умеренными чеченцами, то мы не найдем решения ни сегодня, ни через много лет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях