The Guardian | 28 ноября 2007 г.
Американский писатель посмертно удостоен премии за краткое - и неудачное - описание полового акта
Сара Краун
Американский писатель посмертно получил премию журнала Literary Review. "Мелющая гончая" Мейлера не произвела позитивного впечатления на жюри
Когда речь идет о подлинно-дурном стиле, по-видимому, даже смерть не избавит вас от расплаты. В нынешнем году премия журнала Literary Review, присуждаемая за "худшее описание секса в художественной литературе", досталась покойному Норману Мейлеру за описание орального секса в его последнем романе "Замок в лесу", где половой член мужчины сравнивается с "завитком экскрементов".
"Именно экскременты склонили чашу весов в пользу Мейлера, - признался Филип Уомек, младший редактор Literary Review, редакция которого в качестве жюри ежегодно выбирает лауреата премии. - Это сравнение, а также строка, где говорится, что Алоиз (персонаж романа. - Прим. ред.) был "наконец-то готов вторгнуться в нее и размолоть ее Гончей, вбить Гончую в ее благочестие". Ну просто кошмар какой-то".
Таким образом, впервые за свою 15-летнюю историю эта премия (учрежденная в 1993 году Обероном Во, тогдашним редактором Literary Review, чтобы "привлечь внимание к грубому, безвкусному, часто небрежному использованию описаний сексуальных сцен, не выполняющих сюжетообразующих функций, в современном романе и поощрять отказ от них") присуждена лауреату посмертно.
Члены жюри воспользовались случаем, чтобы воздать почести Мейлеру, высоко оценив широту и глубину его творческого наследия, а также его боевой и жизнерадостный характер, призвали присутствующих на церемонии, которая, как всегда, проходила в клубе In & Out на Сент-Джеймс-сквер в Лондоне, поднять бокалы в память о нем. На вопрос, как, по его мнению, среагировал бы на этот триумф сам Мейлер, Уомэк заявил, что полностью уверен, что писатель "воспринял бы это весьма благодушно".
Помимо Мейлера, в шорт-лист вошли еще семь писателей, но окончательная судьба премии решалась в трехсторонней схватке между Мейлером, Эли Смит и Кристофером Рашем.
Раш, номинированный за свой роман по мотивам биографии Шекспира, едва не затмил Мейлера своим описанием встречи Энн Хэзуэй с поразительно-ограниченным молодым бардом. Дело в том, что Раш по ведомым ему одному причинам прибег к арсеналу писателя-мариниста: его герой заявляет, что прекрасное женское тело "неистовствовало и шло ко дну во вскипающей пене, меж тем как я, словно матрос, вцепился в ее вздымающиеся и опускающиеся бедра".
Смит привлекла интерес жюри сценой, где сравнила главных героев с почти бесконечным множеством самых неожиданных неодушевленных предметов: "Мы были клинками, были ножом, который в состоянии рассекать мифы, были двумя ножами, которые мечет иллюзионист /.../ мы были хвостом рыбы, были вонью кошки, были клювом птицы, были пером, которое обрело власть над земным притяжением...".
"Смит едва не стала лауреатом, - подтвердил Уомэк. - С чисто эстетической точки зрения мы возражали против смешения разнородных метафор".
Особо была отмечена Джинетт Уинтерсон за употребленное ею выражение "вагины, выстланные силиконом".
Зато Иэн Макьюэн, вначале считавшийся одним из самых сильных претендентов на премию, не удостоился внимания жюри. Напомним, что в лонг-лист был включен его роман "На Чезильском пляже", посвященный кошмарам неумелого секса и в особенности тем хлопотам, которые доставляет преждевременная эякуляция. Тот факт, что Макьюэн не попал даже в шорт-лист, - последний удар судьбы, настигший его в нынешнем году: ведь в октябре Макьюэн уже не получил Букеровскую премию, присужденную Энн Энрайт.
В прошлом году премию Literary Review вручили прозаику-дебютанту Иэну Холлингшеду: жюри было покорено фразой "ее упругая ширинка соприкоснулась с моими вспухшими брюками" в его романе "Двадцать с чем-то". Холлингшед, получивший статуэтку и бутылку шампанского, радостно объявил: "Надеюсь получать эту премию каждый год".
Среди предыдущих лауреатов премии - Себастьян Фолкс, Джайлз Корен, а также соотечественник и почти ровесник Мейлера Том Вулф, отмеченный в 2004 году за свои описания неуклюжих совокуплений в романе из студенческой жизни "Я - Шарлотта Симмонс".
Вулф - один из немногих писателей, которые за время существования премии отказались явиться на церемонию вручения.
Отрывок из романа Нормана Мейлера "Замок в лесу"
"Потом она легла на него. Она не знала, воскресит этим его или прикончит, но та же самая ярость, острая, как игла, которая охватила ее после смерти Фанни, снова проснулась в ней. Когда-то Фанни объяснила ей, что делать. Итак, Клара перевернулась, прижалась своей самой невыразимой частью тела к его носу и рту, судорожно втягивавшим воздух, и взяла в рот его дряхлый таран. Дядюшка был сейчас мягок, как завиток экскрементов. И все равно она принялась сосать с рвением, которое мог вселить в нее лишь Князь Тьмы - это она осознавала. Оттуда и исходил порыв. Итак, теперь оба они были обращены макушками не туда, и Князь Тьмы был с ними. Он никогда еще не подходил так близко.
Гончая начала возвращаться в жизни. Прямо у нее во рту. Она удивилась. Алоиз только что был совсем обмякший. А теперь - он снова мужчина!"
Также по теме: Отрывки, вошедшие в шорт-лист премии "За худшее описание секса" в 2007 году (The Guardian)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях