Le Temps | 28 октября 1999 г.
России крайне необходимы внешние инвестиции
Тьери Мейер
Газета публикует эксклюзивное интервью с президентом Внешэкономбанка Андреем Костиным, который принимает участие в работе межправительственной российско-швейцарской комиссии в Берне в составе российской делегации.
43-летний Андрей Костин - специалист в области международных экономических отношений и опытный дипломат советской эпохи. Вот уже на протяжении трёх лет он руководит финансовым направлением российской внешней торговли, возглавляя крупнейшее, после Центрального банка, российское государственное банковское учереждение. Именно он ведет переговоры по реструктуризации долга Лондонскому Клубу.
Беседуя с Андреем Костиным, корреспондент LE TEMPS интересуется состоянием российской экономики и финансов, а также мнением банкира о последних скандалах и прогнозах на будущее.
- Чего хочет добиться российская делегация в ходе этой встречи с представителями швейцарского правительства? - начинает интервью автор статьи.
- На протяжении пяти лет, с начала осуществления экономических реформ в России, такие встречи проводятся регулярно. Они способствуют улучшению торгового обмена между двумя странами. Швейцария является третьим по значимости инвестором России, однако уровень иностранных инвестиций очень низок: 12,6 миллиардов долларов за пять лет. Мы ищем пути обеспечения безопасности швейцарским инвестициям в России. Внешэкономбанк является гарантом экспортных операций. Совместно с нашими швейцарскими коллегами мы рассмотрим вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию.
- Могут ли расследования, проводимые в настоящее время в Швейцарии и России по делам, которые затрагивают интересы президентского окружения, оказать влияние на характер сегодняшней встречи?
По мнению Костина, необходимо позаботиться о том, чтобы Россия не выглядела посмешищем.
- По делу Бэнк оф Нью-Йорк мы ждём дополнительных официальных подтверждений. Я не уверен, что Скуратов действительно боролся с преступностью и не думаю, что кто-нибудь в России верит в коррумпированность Бориса Ельцина, в существование у него счетов за границей, - утверждает президент Внешэкономбанка.
По мнению Костина, Россия обеспокоена односторонним освещением этих дел на Западе, которое может привести к возникновению анти-западных настроений, что окажет негативное влияние на продолжение процесса экономических реформ в стране.
- Известно, что расхищение кредитов МВФ сделало инвесторов очень осторожными. Что Вы можете им сказать?
- Вопрос непростой. Этим делом россияне очень обеспокоены. Я думаю , что ответственность за него несут обе стороны. Однако, пока нет юридических подтверждений нецелевого использования кредитов МВФ. Совершенно очевидно, что вызывает сомнение экономическая рациональность использования денег: надо ли было тратить эти миллиарды, чтобы предпринять безнадежную попытку поддержать рубль? Но я хочу напомнить, что именно МВФ подтолкнул банковскую систему к чрезмерной либерализации и к установлению коридора обменного курса рубля. Два этих фактора и привели к экономическому краху в прошлом году. Теперь мы должны вместе работать над восстановлением российской экономики. В связи с этим, первостепенное значение обретают связи с Западом, МВФ и Всемирным банком.
Для российской стороны, по мнению банкира, есть четыре четыре основных момента.
Прежде всего, велика вероятность того, что через шесть месяцев появится Дума, в которой коммунисты будут пользоваться меньшим влиянием. Она будет более многопартийной по своему составу, но более прагматичной, что позволит ей принять важные стабилизационные законы (прежде всего по частной собственности). Второй момент - ускорение банковской реформы. Центральный банк очень медленно принимает решения по несостоятельным банкам, - замечает Костин.
Касаясь третьего момента, он заявляет, что Россия должна провести серьёзное расследование по обвинениям в экономических правонарушениях.
В-четвёртых, после парламентских и президентских выборов произойдет неизбежная деполитизация экономики. Кто бы ни стал президентом, возврат к коммунизму и национализации исключён. В России за один год сменилось четыре правительства, но политика в отношении иностранных инвесторов осталась прежней, - отмечает Костин.
- Россия ждёт иностранных инвестиций, чтобы реструктурировать экономику. Иностранные инвесторы ожидают реструктуризацию российской экономики, чтобы вкладывать в нее капиталы. Как выйти из этого порочного круга?
- России, без сомнения, понадобятся крупные внешние инвестиции, но в другом виде. Финансовый рынок находится в плачевном состоянии. Он превратился в казино. Нам нужны деньги не для правительства, а для реальной экономики, для экспорта. Согласно исследованиям, в 1999 и 2000 году в России будет отмечен позитивный рост, объём промышленного производства возрастет по сравнению с 1998 годом на 20% и на 2% по сравнению с 1997. Мы должны бороться, необходимый потенциал у нас есть, - отвечает банкир.
- На каком этапе находятся переговоры с Лондонским клубом?
- Если всё будет хорошо, к концу года договор будет заключен. Обе стороны стремятся к этому, однако разногласия пока ещё достаточно глубоки. Лондонский клуб предлагает перевести кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, в еврооблигации. Россия с этим согласна при условии сокращения суммы долга. Мы не можем взять на себя обязательства по обслуживанию на еврорынке 16 миллиардов долларов российского долга и 30 миллиардов долларов советской задолженности Лондонскому клубу.
- Кто, по Вашему мнению, станет следующим президентом России?
- Я могу только отметить, что, согласно опросам, нынешний премьер-министр Владимир Путин также популярен, как и его предшественник Евгений Примаков. По моему мнению, было бы наихудшим решением входить в ХХ1 век с президентом, который является сторонником административного контроля над экономикой - основной причиной коррупции. Продолжение процессов либерализации экономики является наилучшим способом искоренения коррупции и борьбы с теневой экономикой, - заключает Андрей Костин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
