International Herald Tribune | 28 октября 2004 г.
Российское предприятие BP старается оставаться в тени
Эрин Арведланд и Хитер Тиммонс
В момент, когда российское правительство восстанавливает свой контроль в энергетическом бизнесе, самом привлекательном в стране, очевидной мишенью могла бы показаться BP, британский нефтегазовый гигант. Совместное предприятие ТНК-BP в России показывает рекордные прибыли и сегодня добывает каждый пятый баррель в мировых поставках BP.
Но, пожиная плоды роста цен на нефть, BP, единственная западная компания, имеющая контрольный пакет крупного российского нефтяного игрока, маневрирует в надежде избежать прямого конфликта с Кремлем.
Необходимость реагировать на быстро меняющийся политический климат возникла уже тогда, когда в прошлом году началась атака властей на российского лидера, нефтяную компанию ЮКОС. Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский находится в тюрьме, ему предъявлены обвинения в уголовных преступлениях, а компания, крупнейшие месторождения которой захвачены государством, вот-вот рухнет под тяжестью налоговых претензий почти в 8 млрд долларов.
ЮКОС - это "событие, привязанное к определенному человеку, месту и времени", заявил генеральный директор BP Джон Браун. "Все постоянно подчеркивают, что нам рады, что мы являемся позитивным дополнением к российской отрасли".
В ответ на разгром ЮКОСа ТНК-BP и другие российские нефтяные компании поспешно предприняли попытки вывести себя из-под удара. ТНК-BP получило благословение Москвы, когда сделка была доведена до конца, не стала втягиваться в политику, которая довела Ходорковского до краха. Тем не менее компания предприняла шаги, чтобы укрепиться на российской территории и отказалась от привилегированного налогового статуса.
До проблем с ЮКОСом российские нефтяные компании иногда платили корпоративные налоги по ставке в 5%. Теперь они хвастаются тем, как много налогов они платят.
"Это один из уроков", извлеченных из того, через что прошел ЮКОС, заявил в интервью один из российских партнеров BP, Виктор Вексельберг.
И все же при президенте Путине стремление Кремля вернуть правительству роль главного игрока в нефтегазовой отрасли означает, что ТНК-BP должна до какой-то степени передать контроль государству. Российская государственная газовая монополия "Газпром" уже начинает участвовать в некоторых проектах ТНК-BP.
"После Горбачева в России произошло многое, - заявил Браун. - Ни одна страна не проделывала такой огромный путь за такое короткое время. Много ли надо сделать? Конечно. Завершен ли переходный период? Нет".
Но в то время как BP пытается стать в России своей, более мелкие акционеры ТНК-BP поднимают шум, утверждая, что BP усвоила распространенную в России корпоративную практику, отказывая им в справедливой части прибылей от своего нефтяного бизнеса.
При стремительном росте цен на нефть чистая прибыль ТНК-BP в первом полугодии 2004 года составила 1,73 млрд долларов, тогда как за весь 2003 год было получено 2,8 млрд долларов. (Данных за первое полугодие 2003 года нет.) Ожидается, что совместное предприятие в 2004 году принесет BP 2 млрд долларов, одну пятую инвестиций нефтяной компании.
Пятые по величине нефтяные месторождения ТНК-BP в Западной Сибири могут принести еще 750 млн баррелей, заявил инвесторам на октябрьском собрании в Вашингтоне генеральный директор ТНК-BP Роберт Дадли.
Но сегодня "Газпром" агрессивно подключается к частным энергетическим проектам. Одним из примеров является сотрудничество ТНК-BP и "Газпрома" на газовом месторождении Ковытка в Восточной Сибири.
Вексельберг, которого Forbes называет одним из самых богатых людей России, владеющим состоянием в 3,3 млрд долларов, заявил, что проект зачах, и есть опасность потерять клиентов в Азии.
Считается, что на Ковытке имеется 1,9 трлн кубометров газа, которого достаточно для обеспечения потребностей Китая до 2010 года.
Но ТНК-BP не может транспортировать газ на внешние и российские рынки, не пользуясь трубопроводами "Газпрома".
Даже при разработке энергетических ресурсов России ТНК-BP сталкивается с множеством проблем, пытаясь свести воедино две стороны компании.
Иностранные работники "привыкли к определенным процедурам принятия решений, к определенным взаимоотношениям работников компании, - заявил Вексельберг. - Здесь они сталкиваются с совсем иной атмосферой".
Вдобавок к этим трудностям, Кремль считает нефть и газ стратегическими национальными активами. Российское законодательство запрещает даже знакомство со статистическими данными об энергетических резервах России.
Но самой болезненной проблемой предприятия, возможно, являются отношения с миноритарными акционерами.
"Все в отрасли сходятся на том, что очень трудно консолидировать компанию, работать с оценщиками и аудиторами, - заявил Стивен Дашевский, нефтяной аналитик московского банка Aton. - Но нефтяные цены рекордно высоки. Инвесторы не получают этих прибылей. То, что подобное исходит от одной из крупнейших компаний мира, неприемлемо".
Миноритарные акционеры ТНК-BP и многих ее филиалов, включая западных инвесторов, говорят, что BP позволяет своему российскому партнеру продолжать практику "трансфертного ценообразования", с которой другим российским компаниям пришлось покончить.
При трансфертном ценообразовании филиалы продают нефть по цене, близкой к издержкам, иногда по несколько долларов за баррель, позволяя головной компании получать основную часть прибыли, продавая нефть по мировым ценам, сегодня превышающим 50 долларов за баррель.
"Это обычное воровство, - говорит Маттиас Вестман, генеральный директор Prosperity Capital и акционер одного из филиалов. - Когда оно прекратится?"
"BP ведет себя не слишком хорошо", - заявил Адам Ландес, нефтяной аналитик российской инвестиционной фирмы "Ренессанс Капитал".
Браун заявил, что BP уважает закон и не смотрит сквозь пальцы на порочную практику. Но многие акционеры недовольны.
"Мы хотим получать реальную прибыль от нефтяной торговли, - заявил Алекс Вильямс. - Это вопрос корпоративного управления".
ТНК-BP утверждает, что проблему решит реструктуризация, но не сказала, когда она произойдет. Пока миноритарные акционеры получают мало, либо не получают ничего. Владельцы контролирующих пакетов в первом полугодии получили дивиденды в 500 млн долларов.
Вексельберг признал, что равное партнерство вряд ли повторится в России. Правительство уже не хочет отдавать иностранным предприятиям половину своих ценных ресурсов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях