Focus | 28 октября 2005 г.
Необычный поединок: мат ножом и вилкой
Борис Райтшустер
Фотограф Гаврилов из журнала Focus победил чемпиона мира по шахматам Каспарова. По недоразумению
Кто об этом не мечтает? Однажды показать всем, на что ты способен. Выйти на ринг против чемпиона мира и победить. Если у боксеров-любителей это желание по понятным причинам носит скорее гипотетический характер, то для шахматиста-любителя такая дуэль с лучшим из лучших таит в себе меньше опасностей.
Слабые ладьи
Теоретически это так, но в данном случае партия для московского фотографа журнала Focus Игоря Гаврилова вполне могла закончиться парой синяков. Игорь гораздо более ловок в обращении с камерами и пикселями, чем в управлении шахматными конями, слонами и ладьями.
Вроде бы, человеку, которого Игорь сопровождал в его путешествии по России, нечего было опасаться. Это был Гарри Каспаров, лучший шахматист всех времен, пятнадцать лет носивший титул действующего чемпиона мира, такой же национальный герой для России, как Бекенбауэр для Германии. Из-за того что у него постоянно просят автографы, пешком он передвигается не быстрее трех метров в минуту.
Чутье отказало
Тот, кто так избалован, быстро делается легкомысленным. Разве не должен был гений масштаба Каспарова почувствовать, что человек, который сел с ним за стол, начнет такую необычную атаку, которую невозможно будет отразить, и объявит ему шах и мат?
Необычный поединок разворачивался в обшарпанном кафе, в котором было больше мух, чем посетителей, на краю России и мира - в российском портовом городе Находка на Японском море. Из Москвы сюда нужно лететь девять часов на самолете, и время здесь от московского отличается на семь часов.
Смелый заказ
Смело, как настоящие фотографы и настоящие шахматисты, оба, не испугавшись за свой желудок, покорились судьбе и рискнули заказать что-нибудь поесть. Чемпион мира заказал куриную котлету, фотограф - свиную. Это предопределило печальный исход партии.
Русская кухня, в отличие от американской, в принципе не славится экспресс-обслуживанием. На Японском море тем более - казалось, заказ не принесут никогда. А чемпион мира предпочитает в том, что касается кулинарии, молниеносные партии, по крайней мере в путешествиях. И он сделал то, что у него лучше, чем у кого бы то ни было, получается за шахматной доской: оказал давление.
Как на свидании
Спустя несколько минут с кухни пришла худенькая официантка. Одинокая тарелка, которую она держала в руках бережно, как маленького ребенка, производила ввиду внушительной свиты, с которой прибыл чемпион мира, жалкое впечатление. "Котлета?" - спросила молодая девушка так робко, как будто она была не на работе, а на первом свидании.
Чемпион мира, видимо, настолько погрузился в анализ тактики, что прозевал, как Игорь сделал следующий ход. "Свиная?" - выпалил фотограф с голодным, мрачным выражением лица и весьма напористо. Очевидно, реплика была настолько категоричной, что у робкой молодой девушки не оставалось другого выбора, как кивнуть, поставить тарелку на стол перед Игорем и беззвучно исчезнуть.
С невинным выражением лица
На глазах у голодного чемпиона мира, пяти его телохранителей и целой кучи советников и гостей Игорь как ни в чем не бывало, с невинной миной поглощал свою порцию. Чемпион мира, сидящий рядом, начал нервничать и стучать по столу ножом и вилкой. "Гарри, мы уже давно должны быть на следующей встрече", - подлил масла в огонь один из советников.
Через пять минут Каспаров начал последнюю, отчаянную атаку. "Где моя котлета?" - вопросил он одну из женщин за стойкой, приняв ее за хозяйку заведения благодаря упитанной фигуре. "Но, господин Каспаров, мы же специально торопились и принесли вашу порцию первой. Остальные еще не готовы", - с невинным видом сказала женщина.
Недобрые взгляды
За этим последовал момент, который в боевиках обычно предшествует дракам. Как будто следуя указаниям невидимого режиссера, все взгляды внезапно обратились к Игорю. Недобрые взгляды. То, что они принадлежали накачанным телохранителям Каспарова, внушало страх.
У Игоря последний кусок чуть не застрял в горле. Он вытер рукой жирные губы. "Свинина: Она сказала "свинина", а не "курица", - начал оправдываться он и попытался сделать невинное лицо - как у монаха, которого во время поста поймали с колбасой, и он бормочет, что хотел отнести ее на жертвенный алтарь.
Перебежчики в команде чемпиона мира
Как раз в тот момент, когда должна была начаться контратака, две фигуры чемпиона мира поменяли цвет. "Это правда, он действительно спросил, свинина это или нет", - два телохранителя Каспарова вдруг пришли на помощь Игорю.
Но, возможно, он спросил просто для очистки совести? Посмотрите на него - сразу ясно, что не вегетарианец. Ладно бы, не отличил цукини от огурца, но свинину от курицы? "Я не заметил разницы", - уверял Игорь. Его счастье, что этого не слышал повар, - его гнев мог оказаться еще сильнее, чем злость Каспарова.
Игорь в роли телохранителя
Но чемпион мира сохранял лицо. "Для моей фигуры это хорошо, а для его - плохо", - сказал он, примирительно глядя на выпирающие округлости Игоря. "Похоже, Гарри не очень много потерял. Возможно, Игорь даже выполнил нашу работу, ликвидировав непонятный кусок мяса, - прокомментировал один из телохранителей. - Потом он сможет рассказывать внукам, что победил чемпиона мира. За шахматной доской или за обеденным столом - уточнять не обязательно".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях