Le Temps | 28 октября 2005 г.
Шахрам Чубин: "Иранский президент так ничему и не научился"
Бернар Бридель
В четверг, следуя примеру многих стран мира, Швейцария выразила свое недоумение по поводу высказывания, сделанного накануне иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом, который высказался за уничтожение Израиля. Федеральное ведомство иностранных дел вызвало посла Ирана в Берне, которому было заявлено, что если эти высказывания отражают официальную позицию Тегерана, то Швейцария может их только осудить. "Непонятно, как государство, являющееся членом ООН, может призывать к насильственному уничтожению другого государства - члена ООН", - говорится в коммюнике ведомства.
Шахрам Чубин, тонкий знаток Ирана, эксперт Женевского центра политики в области безопасности, поделился с газетой Le Temps своими соображениями по поводу заявления Ахмадинежада.
- Удивили ли вас слова иранского президента?
- Отнюдь. Махмуд Ахмадинежад - чистый продукт хомейнистской революции, человек, который за минувшие 25 лет так ничему и не научился. Впрочем, с аналогичной речью он уже выступил в сентябре перед Генеральной Ассамблеей ООН, обращаясь в большей степени к своей общественности, чем к остальному миру.
- Кто же стоит за ним в Иране?
- Это не очень многочисленное течение, но оно пользуется влиянием среди различных группировок Корпуса стражей исламской революции. Речь идет о жестком крыле в правящем режиме. В этом смысле сказанное не вызывает удивления, но когда с такими заявлениями выступает президент страны, это всегда неожиданно.
- Какие последствия это может иметь для региона?
- Последствия могут быть огромными в том смысле, что эти слова подтвердят правоту США и Израиля, которые не перестают повторять: вопрос заключается не в том, имеет ли Иран право стать ядерной державой или нет, но в том, какого рода режим существует в Иране. Если бы Иран вел себя, как Индия, оснований для тревоги было бы меньше. Хомейни 25 лет назад говорил то же, что сегодня говорит Ахмадинежад, но разница в том, что у хомейнистского Ирана не было ракет, которыми сегодняшний Иран может угрожать всему региону, а не только Израилю. Подумайте о Катаре, о Бахрейне и о Пакистане, вставших на путь нормализации отношений с еврейским государством. Фактически Ахмадинежад пригрозил и им, сказав о "громе и молнии ислама", которые на них обрушатся.
- Означает ли призыв Ахмадинежада, что "реформаторский" период его предшественника Хатами окончательно завершен?
- Правда состоит в том, что даже при Хатами (не обладавшем в этом плане никаким влиянием) Иран продолжал контакты и сотрудничество с террористическими группировками на Ближнем Востоке - "Хезболлахом", "Исламским джихадом", "Хамасом". При этом я не думаю, что есть какая-то связь между заявлением иранского президента и произошедшим в среду в Израиле самоубийственным терактом в Хадере, ответственность за который взял на себя "Исламский джихад".
- Означает ли эта тирада, что режим готов к самоизоляции?
- Нет, я так не думаю, так как именно по этому вопросу в стране существует настоящий раскол. Люди вроде бывшего президента Хашеми Рафсанджани наверняка скажут Ахмадинежаду, чтобы тот прекратил бросаться лозунгами и вернулся к языку дипломатии.
- Но как объяснить то, что сторонники жесткого курса позволяют себе сегодня делать такие высказывания?
- На мой взгляд, Ахмадинежад не отдает себе отчета в том, что на него возложены президентские обязанности, что он не на демонстрации. И я думаю, что его заставят замолчать. При этом я убежден, что многие иранцы согласны с ним насчет Израиля, но очень немногие из них записались бы в добровольцы для войны с ним...
- Возможен ли превентивный удар Израиля, аналогичный тому, который был нанесен в 1981 году по иракскому реактору "Осирак"?
- Не думаю. Но израильтяне уже сказали в среду, что иранский вопрос является вопросом международным, и они будут это все время повторять.
- Что может произойти в ближайшие недели?
- В Иране возникнет мощное давление, направленное на то, чтобы успокоить страсти. С тех пор, как в сентябре вопрос об иранском атоме обострился, а МАГАТЭ приняло резолюцию против Тегерана, биржа рухнула, капиталы "бегут" из страны. Короче говоря, жесткая линия, воплощением которой является Ахмадинежад, вызывает негативную реакцию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях