Статьи по дате

The Wall Street Journal | 28 сентября 2001 г.

Российский ультиматум оставлен без внимания

Гай Чейзан

Трое суток, которые были даны чеченским повстанцам, чтобы начать мирные переговоры, истекли вечером в четверг, и пока нет никаких признаков того, что они прислушались к российским требованиям; в то же время появились свидетельства охлаждения симпатий Запада к повстанцам.

За поддержку, оказанную Владимиром Путиным международной коалиции против Усамы бен Ладена - главного подозреваемого в совершении терактов в США - правительства стран Запада, видимо, готовы вознаградить российского президента большей терпимостью к действиям его армии в Чечне. Правозащитные группы опасаются, что Запад может теперь закрыть глаза на действия России, если она начнет новое наступление в регионе.

Россия давно утверждала, что она ведет борьбу против исламских террористов, подготовленных и финансируемых бен Ладеном, и гневно отвергала обвинения Запада в том, что ее войска используют в ходе конфликта чрезмерную силу, что часто приводит к гибели мирных граждан.

В качестве удивительного жеста поддержки в понедельник Путин заявил, что американские самолеты, принимающие участие в военной операции против Афганистана, могут приземляться на территории бывших советских республик Средней Азии. Он сообщил также, что Россия откроет свое воздушное пространство для доставки гуманитарных грузов, примет участие в поисково-спасательных операциях и окажет военную помощь антиталибским силам в Афганистане.

Предложение сопровождалось призывом к чеченским повстанцам прекратить все связи с международными террористами и в течение 72 часов вступить в контакт с пророссийскими властями Чечни, чтобы обсудить вопрос о своем разоружении и возврате к мирной жизни. Президент ничего не сказал о том, что произойдет, если ультиматум будет проигнорирован.

Позиция Путина сразу же принесла дипломатические дивиденды. Во время поездки Путина в Германию на этой неделе канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что позиция Запада в отношении Чечни должна быть пересмотрена, в то время как президент Джордж Буш подчеркнул, что действующие в Чечне арабские террористы, связанные с организацией "Аль-Каеда", должны быть преданы суду.

Некоторые политические эксперты в Москве одобрили призыв Путина как первое серьезное российское предложение о мирных переговорах за два года войны. Даже лидер чеченских повстанцев Аслан Масхадов приветствовал его как реальный шанс для начала переговоров о прекращении огня и назначил вице-премьера Ахмеда Закаева своим представителем на переговорах с российскими властями.

Однако другие опасаются, что российский ультиматум может оказаться прелюдией к новому широкомасштабному наступлению; и это в то время, когда западные правительства вряд ли решатся открыто критиковать действия России. В открытом письме госсекретарю США Колину Пауэллу "Хьюман Райтс Вотч" пишет, что, полагаясь на поддержку со стороны России, Вашингтон может закрыть глаза на действия, совершаемые во имя борьбы с терроризмом, которые США совсем недавно осуждали. В письме говорится также, что Россия теперь надеется на молчаливое согласие США со своей кампанией, в ходе которой гибнут мирные граждане.

Помощник Путина Сергей Ястржембский опроверг возможность проведения каких бы то ни было широкомасштабных операций по истечение срока, данного повстанцам. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия давно прекратила проведение в Чечне "фронтальных наступлений" с использованием танков и боевых самолетов, однако она по-прежнему будет придерживаться тактики нацеленных специальных операций против боевиков.

Тем временем пока нет никаких признаков того, что чеченские повстанцы прислушались к призыву сдаться. Официальный представитель МВД Владимир Матюшкин заявил по российскому телевидению, что сдали оружие несколько гражданских лиц, однако пока не было случаев сдачи оружия боевиками.

Асланбек Аслаханов, представляющий Чечню в российском парламенте, подчеркнул, что он не был удивлен такой холодной реакцией. "Пока Россия не предоставит им твердых гарантий освобождения от уголовного преследования, никто из повстанцев оружия не сдаст, - отметил он. - Быть может, некоторые из них хотели бы прекратить борьбу, но 3 дня - слишком мало для них, чтобы принять такое решение".

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru