Libération | 28 сентября 2004 г.
Грозненский "Терек", чеченское алиби Путина
Лорэн Милло
"Терек, Терек!", "Терек - это река, Терек - это мечта, Терек - это команда!", "Россия, ты - лучшая, ты победишь!"
На стадионах, где играют футболисты из чеченского клуба "Терек", которые в четверг будут состязаться в Швейцарии с клубом "Базель" в ответном матче Кубка УЕФА, всегда царит особая атмосфера. Во время первого матча, прошедшего 16 сентября на московском стадионе "Локомотив", складывалось впечатление, что на поле не было никого, кроме чеченских игроков. Ни один швейцарский болельщик не осмелился приехать в Москву: не дай бог встретиться с чеченцами и стать жертвой теракта. На трибунах стадиона, на три четверти пустых, сидели только русские и чеченские болельщики грозненского "Терека", взорвавшиеся радостными криками, когда на 38-й минуте "Терек" открыл счет.
"Для нас "Терек" - это бальзам на душу, - говорит 37-летний чеченец Магомед, который, по его словам, занимается в Москве бизнесом. - Нужно быть чеченцем, чтобы понять, что этот клуб значит для нас. Эта наше единственное утешение сейчас, когда наш народ продолжают уничтожать".
Во втором тайме, когда "Базелю" удается сравнять счет и свести игру к ничьей (1:1), над стадионом повисает мрачная тишина: ни один болельщик "Базеля" не рискует выразить свою радость, и даже швейцарские игроки явно сомневаются, стоит ли поздравлять себя с успехом.
"Базельская команда боялась играть с нами даже здесь, в Москве, - говорит после матча тренер "Терека". - Но таковы правила, они не могли не приехать".
Пропаганда. Грозненский "Терек", выигравший в мае Кубок России и успешно преодолевший первый раунд Кубка УЕФА, является одним из пропагандистских инструментов, который Владимир Путин использует в своей стратегии покорения Чечни. В то время как в маленькой кавказской республике продолжается война, а российская бронетехника чуть ли не ежедневно подвергается нападениям боевиков, воюющих за независимость, Москва с 2001 года вкладывает миллионы евро в этот футбольный клуб, чтобы доказать: жизнь в Чечне "входит в нормальное русло".
Официально бюджет клуба, в основном формируемый за счет средств Чеченской республики (то есть Москвы), составляет 3 миллиона евро в год. Но на деле бюджет "Терека" составляет "более 10 миллионов евро" в год, утверждают российские спортивные журналисты, которые отмечают, что без таких сумм клуб не удалось бы сделать лидером второй российской лиги.
В Чечне "Терек" по-прежнему не имеет своего стадиона для тренировок. Ни российские, ни зарубежные команды не хотят сегодня ездить играть туда: слишком рискованно. Команда базируется в Кисловодске - русском городе в 200 с лишним километрах к западу от Грозного, куда ее фанатам очень трудно добираться из-за бесчисленных дорожных постов.
Но ничего страшного: благодаря московским миллионам "Терек" вот уже два года одерживает одну победу за другой. В помощь шести чеченским футболистам в команду набрали десяток первоклассных русских игроков (в том числе Андрея Федькова), которые вполне могли бы играть в первой лиге. Опытного чеченского тренера Ваита Талгаева, работавшего в Казахстане, уговорили вернуться, чтобы послужить родной республике.
"Конечно, я и сам спрашивал себя, правильно ли вкладывать все эти деньги в чеченский футбол, - признается он. - Но я вижу, что весь чеченский народ поддерживает эту команду. За нас молятся в мечетях. Молодежь, старики, женщины, дети - все радуются нашим успехам. Говорят, за нас болеют даже боевики. Поэтому, когда мы ходили по горным тропам, у нас никогда не было проблем".
Бывший игрок. Один из парадоксов самой новейшей чеченской истории состоит в том, что главный враг России, чеченский террорист Шамиль Басаев, взявший на себя ответственность за захват заложников в бесланской школе, сам когда-то был игроком и президентом клуба "Терек", столь любимого сегодня Москвой.
"Да, Басаев был президентом клуба в 1996-1998 годах, - признает нынешний директор грозненского "Терека" Лом-Али Ибрагимов. - Басаев был нападающим и играл тогда совсем неплохо".
Поддержанная лично Владимиром Путиным, который уже дважды принимал в Кремле игроков "Терека" (большая честь для команды второй лиги), чеченская команда уже выполнила свою миссию, с гордостью говорит Иса, руководитель московского фан-клуба "Терека", в котором состоит 3 тысячи болельщиков.
"Многие чеченцы боятся ездить на матчи из-за милицейских постов, - говорит один из них. - Но за три года "Тереку" удалось то, что политикам не удалось за 10-15 лет: благодаря "Тереку" русские уже воспринимают чеченцев не только как бородачей, бегающих с автоматами".
Хотя чеченцы любят "Терек", многие из них остаются при своих позициях. "Терек" - это наша гордость, - улыбается 45-летний Ваха, пришедший на стадион "Локомотив" с двумя сыновьями, чтобы поддержать любимую команду в матче со швейцарцами. - Но это не значит, что мы за присоединение Чечни к России. Чечня остается Чечней. Еще при царском правлении она стремилась к независимости, - напоминает он. - И сегодня она явно жила бы не хуже, если бы была независимой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях