Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 28 сентября 2004 г.

Карикатура на свободу и равенство

Даниэль Бресслер

Когда-то в бурном 1990 году демократ, первый мэр Ленинграда Анатолий Собчак взял в свою команду нового человека. То был офицер КГБ Владимир Путин, который как раз за пару месяцев до этого вернулся из командировки в ГДР. Для убежденного гэбиста на родине открывался новый мир.

Говорят, одному своему коллеге из КГБ Путин сказал тогда: "Я туда вошел, и меня возмутила некомпетентность и отсутствие профессионализма этих демократов!"

Демократия и эффективность

Путин и демократия - даже спустя 14 лет любви не получилось. "Инструменты демократии, - поучал он после серии летних терактов, - не должны контрпродуктивными результатами вредить целями, которым они, собственно, должны служить".

Президент России последовательно объявил о ликвидации некоторых из этих инструментов, например прямых выборов 89 губернаторов. Хотя некоторые из этих региональных лидеров и сами называются президентами, в будущем Путин будет назначать их лично, а региональные парламенты будут лишь давать свое благословение.

Еще одно принципиальное изменение касается Думы. Теперь депутаты будут выбираться по пропорциональной системе, по партспискам. Беспартийные и независимые кандидаты, таким образом, практически не будут иметь шансов стать депутатами.

По оценке таких политологов, как Николай Петров из фонда Карнеги, террор в Беслане был лишь поводом для "пакета авторитарных реформ". Оппозиция считает, что конституционный строй, созданный предшественником Путина Борисом Ельциным, находится в опасности. Согласно ему Россия должна быть "демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления".

Ельцинская конституция предусматривала симбиоз президентского и парламентского правления. Правда, за четыре с половиной года власти Путина на практике, похоже, осталось лишь президентское правление.

Совершенно неважно, соответствуют ли последние реформы конституции или нет, считает политический аналитик Владимир Грязневич: "У Путина больше чем достаточно власти, чтобы провести всю процедуру в рамках законов".

Пугающий масштаб власти

Всеобъемлющий охват этот власти пугает и партнеров России за границей. Брюссель и Вашингтон направили в Москву предостережения. Один бывший американский политик выразился особенно четко.

Збигнев Бжезинский, бывший советником по безопасности при президенте Джимми Картере, сравнил Путина с итальянским диктатором Бенито Муссолини. "Режим Путина во многих отношениях напоминает фашизм Муссолини", - написал Бжезинский в газетной статье.

По его словам, итальянский диктатор централизовал политическую власть во имя шовинизма. Путин, в свою очередь, пропагандирует сильную России и этим обосновывает претензии Кремля на власть.

Сам Путин любит говорить о "вертикали власти". В мировоззрении бывшего сотрудника КГБ эта вертикаль не просто представляет собой четкую командную цепочку, которая начинается в Кремле и кончается на одном из 1,84 млн российских чиновников. Она пронизывает все сферы общества.

Так, Кремль руководит телевидением, что снова было продемонстрировано на примере неполного освещения захвата заложников в Беслане. Он вмешивается в правосудие, что ощущает нефтяной магнат Михаил Ходорковский в ходе судебного процесса над ним. А в результате последних выборов он имеет почти полностью прирученный парламент.

Близкие к Кремлю политологи защищают все это, говоря, что это российский путь к демократии. "Россия сделала европейский выбор. Однако это не значит, что мы вечно готовы сдавать экзамены европейским и американским профессорам", - говорит Сергей Марков, директор Института политических исследований.

Планируемые реформы, по словам прокремлевского ученого, не выходят за рамки конституции 1993 года. Во многих других странах губернаторов тоже назначают сверху, а выборы исключительно по пропорциональной системе являются обычным делом в международной практике.

Неправда, что между реформами Путина и террором нет связи, соглашается Константин Симонов, директор Центра политической конъюнктуры России. Эти реформы обеспечивают эффективность, а лишь эффективное государство может защищаться от террора.

Правда, эффективность заботила Путина еще задолго до событий в Беслане. На похоронах Анатолия Собчака в 2000 году он хвалил своего старого наставника как великого организатора. Про его заслуги перед демократией Путин не упомянул.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru