The Washington Times | 28 сентября 2004 г.
Дело ЮКОСа не положило конец энергетическому буму в России
Мартин Сифф
После такого количества плохих новостей в последние месяцы прошлая неделя стала знаменательной для российского президента Владимира Путина: он поймал в свои сети 4 млрд долларов южнокорейских инвестиций с перспективной получения 12 млрд долларов от Китая.
Лидеры обеих стран побывали в Москве, охваченные жаждой поухаживать за российским президентом с целью получения доступа к обширным нефтяным и газовым ресурсам Сибири, которые могли бы накормить их энергетически прожорливые промышленные экономики. Их готовность вести бизнес с Кремлем на кремлевских условиях заставляет предположить, что Путин выиграл свою крупную игру по отчуждению миллиардеров-олигархов, таких как Борис Березовский и Михаил Ходорковский, и их групп поддержки в Соединенных Штатах.
Западные бизнес-аналитики не раз предупреждали, что попытки Путина искалечить, а теперь и расчленить крупнейшую нефтяную корпорацию в России, ЮКОС, который был создан и управлялся Ходорковским, могут подорвать экономическое возрождение России и вызвать бегство иностранных инвестиций из страны. Ходорковский находится под судом по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Безусловно, дело ЮКОСа оказало негативное влияние на ситуацию. Нет никаких сомнений, что, по стандартам западного бизнеса, ЮКОС был самой эффективно управляемой нефтяной корпорацией в России. В противовес этому западные аналитики считают, что "Газпром", российский газовый гигант, может терять до 2 млрд долларов каждый год из-за некомпетентной деловой и административной практики.
Однако в свете взлета цен на нефть и перспектив того, что они вот-вот преодолеют еще не так давно немыслимый барьер в 50 долларов за баррель, Путин и его силовики - высокопоставленные чиновники и советники, набранные из старых советских сил безопасности, - смеются последними. Глобальные цены на энергоносители высоки и продолжают расти, глобальные поставки не отличаются гибкостью, что опасно, и мировые потребители стекаются в Россию, мечтая получить доступ к ее нефти и газу на условиях Кремля.
Китай так хочет продолжить покупать нефть ЮКОСа, что на прошлой неделе даже согласился оплачивать стоимость ее перевозки после того, как руководство ЮКОСа в попытке поставить в затруднительное положение Путина заявило, что больше не в состоянии делать этого.
Геннадий Фадеев, президент "Российских железных дорог" (РЖД) сообщил, что во время визита китайского премьер-министра на прошлой неделе китайские чиновники согласились покрыть стоимость железнодорожной перевозки добываемой ЮКОСом нефти.
Российское правительство ударило по ЮКОСу налоговой претензией на 7 млрд долларов за 2000 и 2001 годы, и 20 сентября ЮКОС объявил, что прекратит поставки нефти государственной китайской нефтяной компании Chinese National Petroleum Corp., которая каждый месяц получает от ЮКОСа 400 тыс. тонн нефти-сырца, если корпорация не оплатит стоимость транспортировки и экспортные пошлины на общую сумму в 64 млн долларов в месяц.
Этот шаг был воспринят как попытка смутить Путина накануне визита китайского премьер-министра, но он не сработал. Китай принимает на себя эти обязательства.
Россияне в ответ согласились расширить свои экспортные поставки в Китай. В течение следующих шести лет РЖД планируют вложить 1 млрд долларов в модернизацию железнодорожного маршрута в эту страну.
"Нынешний объем груза, перевозимого между Россией и Китаем, составляет 30 млн тонн в год. К 2010 году мы планируем удвоить эту цифру", - заявил Фадеев.
На подходе могут быть и более крупные сделки. Пресса Гонконга предположила, что в скором времени Китай может инвестировать до 12 млрд долларов в энергетическое развитие Сибири.
Всего за несколько дней до визита китайского премьер-министра Путин одобрил кандидатуру еще одного партнера по освоению нефтяных и газовых богатств Сибири: Южной Кореи.
Пока Путин встречался с лидером Южной Кореи в Кремле 21 сентября, южнокорейские и российские компании подписали энергетические контракты на сумму 4 млрд долларов, большинство из них - в нефтяной сфере. Скоро будут достигнуты договоренности о еще более колоссальных сделках.
Самой крупной договоренностью стал проект стоимостью 3 млрд долларов по постройке нефтеперерабатывающего предприятия в Татарстане. Его подписали LG Group, второй южнокорейский индустриальный картель, и "Татнефть", российская нефтяная компания, занимающая шестое место по объемам добычи нефти.
Готовность крупнейших корпораций Южной Кореи и Китая заключать сделки с Москвой в сфере энергетики опровергла предсказания американских бизнес-аналитиков о том, что кампания по уничтожению ЮКОСа заставит и российских, и иностранных инвесторов выйти из энергетического сектора России.
Этого не произошло. Согласно официальной статистике, обнародованной в пятницу, инвестиции в российскую энергетическую промышленность частично сократились в этом году из-за дела ЮКОСа. Доля топливной и энергетической промышленности сократилась в общем инвестировании в первой половине 2004 года до 19,6% по сравнению с 23,5% в общем инвестировании в первой половине 2003 года, отмечается в докладе российского министерства экономического развития и торговли.
Однако, похоже, что рынок выдержал самые худшие последствия так называемого "фактора ЮКОСа", говорится в докладе и подчеркивается, что рыночные игроки разделили ЮКОС и рынок.
В понедельник Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя российского Центробанка, объявил, что отток капитала из России, достигший тревожного пика в 4 млрд долларов в первой четверти этого года, сокращается.
Из чащи Путин еще не выбрался. Однако есть признаки того, что он выиграл свое колоссальное предприятие: он создал впечатление, что в своей демонстрации силы против Ходорковского и ЮКОСа он был прав, а американские знатоки ошибались. Имея столько нефти и газа в недрах, именно Россия выбирает, с кем ей играть, и диктует свои условия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях