The Guardian | 28 сентября 2005 г.
Переворот в Ираке, которого не произошло
Скотт Риттер
Скотт Риттер - бывший капитан американских морских пехотинцев, который выполнял задание по поиску оружия Саддама Хусейна. Риттер написал книгу, в которой рассказал, как ЦРУ планировало использовать инспекторов ООН для свержения иракского режима - и как неудача в реализации этого плана обернулась трагедией.
Израильская военная разведка помогала нам в выполнении работы для специальной комиссии ООН (которая проводила инспекции в Ираке на предмет наличия оружия массового поражения): израильские разведчики анализировали результаты аэрофотосъемок американских самолетов-спутников U-2, летавших над Ираком. Для комиссии ООН эти отношения оказались плодотворными: израильские аналитики проявили себя намного лучше, чем аналитики ЦРУ.
Я предложил израильтянам намного расширить сотрудничество в разведывательной сфере, а именно расшифровать аудиозаписи, которые будут получены в результате секретной операции с участием инспекторов ООН по установке подслушивающей аппаратуры в иракских системах коммуникации. Израильтянам нужно было обработать информацию (и в случае, если она зашифрована, расшифровать ее), а затем провести анализ, нет ли в этой информации сведений, полезных для комиссии ООН, контролирующей разоружение Ирака.
Это был амбициозный и, возможно, опасный проект, но я заручился поддержкой высокопоставленных представителей специальной комиссии ООН по Ираку - ее председателя, шведского дипломата Рольфа Экеуса, его заместителя, американца Чарльза Дулфера, который являлся официальным представителем Госдепартамента США, и российского эксперта по контролю за вооружениями Никиты Смидовича. К концу января 1996 года руководство израильских спецслужб дало добро на такое сотрудничество. Великобритания предоставляла специалистов для установки подслушивающей аппаратуры, израильтяне проводили анализ информации, оставалось дело за американцами.
В начале января 1996 года Дулфер передавал мне бумагу с вопросами ЦРУ по поводу плана установки подслушивающей аппаратуры. Раньше ЦРУ выказывало безразличие к этому проекту, но сейчас стало проявлять интерес, в связи со скрытыми планами смены режима в Ираке.
Стив Рихтер, глава Ближневосточного дивизиона ЦРУ, принял решение, что ЦРУ окажет помощь в проекте при условии, что ЦРУ сможет использовать работу комиссии ООН для реализации собственных планов осуществить переворот в Ираке и свергнуть Саддама Хусейна. ЦРУ подтвердило свое согласие на участие в проекте только после того, как удостоверилось, что инспектора ООН все чаще стали получать доступ на самые чувствительные иракские военные объекты, в том числе на базы Специальной республиканской гвардии - воинского формирования, которое, в частности, охраняло Саддама.
ЦРУ планировало совершить переворот следующим образом: использовать инспекции ООН для того, чтобы создать кризисную ситуацию, которая станет предлогом для военной атаки Соединенных Штатов на силы Специальной республиканской гвардии. Тем самым подразделение сил безопасности Саддама Хусейна будет выведено из строя, и это развяжет руки заговорщикам, которыми руководил Мохаммед аль-Савани, бывший командир иракских сил специального назначения, который сбежал из Ирака в Иорданию и был завербован ЦРУ.
Но я не знал об этих скрытых мотивах, из-за которых ЦРУ предложило свою помощь, когда 4 февраля 1996 года я приветствовал в аэропорту Вашингтона команду британских специалистов по установке подслушивающих устройств, которые прибыли сюда пройти тренинг и получить оборудование от ЦРУ. Эти пять британских операторов оказались очень способными учениками. Уже в середине февраля они отправились в Бахрейн, а оттуда - в Багдад.
Между тем иракцы хорошо знали о том, что та информация, к которой получают доступ инспектора ООН, можeт представлять ценность для разведслужб. Иракская разведка "Мухабарат" создала особое подразделение, которое отслеживало деятельность специальной комиссии ООН. Главной целью "Мухабарата" было добиться снятия с Ирака санкций ООН, что на тот день было главным приоритетом национальной безопасности страны. Санкции не могли быть сняты до тех пор, пока инспектора ООН не подтвердят слова Саддама Хуссейна о том, что Ирак полностью отказался от разработки ОМП.
Поэтому в интересах "Мухабарата" было оказывать содействие нашей работе. Так, для сотрудничества с нами были приглашены иракские специалисты. Но проблема заключалась в том, что эти специалисты были запуганы спецслужбами, которые возглавлял сын Саддама, Кусей Хусейн.
Иракские спецслужбы задались целью заблаговременно узнавать об инспекциях ООН на иракские объекты. "Мухабарат" установил системы наблюдения за нашими компьютерами в Багдаде, Бахрейне и Нью-Йорке. Кроме того, иракской разведке удалось взломать систему защиты телефонных разговоров комиссии ООН, и иракцы могли слушать все телефонные переговоры между Багдадом и Нью-Йорком. Таким образом, иракцы заранее знали о планах инспекторов ООН.
В июне 1996 года начала работу новая инспекция ООН, которая планировала пролить свет на механизм сокрытия иракцами оружия массового поражения и на роль в этом иракских спецслужб. ЦРУ проявило необыкновенный интерес к работе этой инспекции. Человек по имени Моу Доббс, бывший aмериканский инспектор по вооружениям, который на самом деле являлся офицером ЦРУ, направил трех человек на оказание помощи инспекторам ООН в решении вопросов логистики и связи. Этот факт мог вызвать у меня подозрения, но тогда я испытывал лишь чувство благодарности за помощь, в которой мы так сильно нуждались.
Вместе с Никитой Смидовичем мы составили план проведения инспекций на объектах Специальной республиканской гвардии в Багдаде.
Пока мы занимались составлением этого плана, группа ЦРУ по операциям в Ираке направила на базу в столице Иордании Аммане специальную команду агентов для подготовки переворота, который замышляла провести группа экспатриантов из Ирака "Иракское национальное согласие" во главе с бывшим деятелем партии "Баас" Аядом Алауи.
ЦРУ составило план по свержению Саддама под названием "Серебряная пуля", и Белый Дом одобрил этот план. Сыграли роль и приближающиеся президентские выборы в США в ноябре 1996 года. Как сообщают источники в ЦРУ, советник президента Клинтона по национальной безопасности Энтони Лэйк в частной беседе с директором ЦРУ Джоном Дойчем распорядился, чтобы переворот был осуществлен в начале лета.
Но проблемой стало то, что об этих планах совершить переворот было очень хорошо известно иракскому правительству. Многие иракские перебежчики, которых использовало ЦРУ, на самом деле являлись двойными агентами и работали на иракский "Мухабарат". Также, из-за допущенных американцами ошибок, "Мухабарат" получил контроль за каналами спутниковой связи, по которым сотрудники ЦРУ общалось с заговорщиками. Иракская разведка узнала каждую деталь плана - в том числе и тот факт, что ЦРУ наметило переворот на начало июня, одновременно с проведением инспекций ООН.
Сами инспектора ООН, прибывшие в Ирак, ничего не знали о планах ЦРУ. В первый же день группу инспекторов не допустили в казармы Специальной республиканской гвардии в Абу-Грейб. Иракцы не допустили на другой объект Специальной республиканской гвардии и вторую группу инспекторов. Совет Безопасности ООН отреагировал на нежелание Багдада сотрудничать принятием новой резолюции 1060, которая осудила Багдад и потребовала от него сотрудничества.
В то же время заговор ЦРУ по свержению Саддама начал разваливаться. База ЦРУ в Аммане отчаянно пыталась выйти на связь с лидерами заговорщиков, которые находились в Багдаде. Но никто не отвечал, словно все они исчезли с лица земли. Так оно и было: иракская разведка "Мухабарат" арестовала всех заговорщиков до единого.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях