Le Nouvel Observateur | 28 сентября 2006 г.
Загадочный господин Гайдамак
Эри Рутье
Он получает удовольствие от жизни. Обвиняемый в контрабанде оружия, злоупотреблении доверием и уклонении от налогов в одной компании с Пьером Фальконе, Жан-Кристофом Миттераном и прочими знаменитостями, объявленный в международный розыск судьей Филиппом Курруа, миллиардер Аркадий Гайдамак доволен: о нем вдруг заговорили телеканалы и газеты всего мира. Le Monde даже назвала его "новым царем Израиля"! Почему отношение к нему так изменилось? Во время позорной летней войны, когда на север Израиля падали ракеты "Хизбаллах", Гайдамак строил на юге страны палаточные городки для малоимущих семей, которые он полностью взял на довольствие. Из своих личных средств он тратил по 1,5 млн долларов в день.
Вот последние яркие шаги миллиардера: он купил баскетбольный клуб, потом футбольный клуб "Бейтар" (очень антиарабски настроенный), который одно время возглавлял Луи Фернандес, потом - для равновесия - приобрел палестинский клуб. Этот человек все время берется за трудные предприятия - как в Израиле, так и в бывшем СССР.
В 2005 году Гайдамак столкнулся с неприятностями: в Тель-Авиве его заподозрили в отмывании денег. Он провел несколько дней под арестом, но обвинение ему так и не предъявили. Он обрушился на начальника полиции, этого "предателя", которого он еще "заставит блевать". Аркадий обижен? Вовсе нет: ведь телевизионщики буквально разрывали его на куски. Своей прямотой, своим резким обращением с полицейскими, судьями и даже с журналистами, которые задают ему вопросы, он снискал себе большую популярность. Его напористость и владение искусством провокации импонируют израильтянам.
Между тем этот миллиардер - самый большой космополит среди иммигрантов: у него есть еще канадский и ангольский паспорта. В чем его сила? Три четверти своего времени он проводит в Москве, и его считают знаменосцем русскоязычных избирателей, которым нравится история жизни этого человека, который "сделал се6я сам". Это история молодого россиянина, который в 17 лет эмигрирует в Израиль, несколько лет живет в кибуце Бейт-Хашита, работает докером в Хайфе, садится на либерийское грузовое судно и в 1972 году сходит на берег в Марселе. Затем перебивается случайными заработками, оканчивает школу электроники в Монтрее, а в 1976 году увлекается техническим переводом и создает фирму Traductions Gaydamak, в которой трудится около 50 человек.
После крушения коммунизма благодаря своими "контактами" с молодыми олигархами, аппаратчиками и руководителями КГБ, а потом и ФСБ он быстро сколотил себе состояние. Был ли он секретным агентом? Сам он это отрицает, но в 1982 году его сочли человеком, работающим на DST (французскую контрразведку. - Прим. ред.). Он занимался экспортно-импортными операциями и стал одним из крупнейших земельных собственников в Москве. Его любимые сферы деятельности - торговля цветными металлами, мясом и молоком. Ко всему прочему, он - владелец первого в России частного пенсионного фонда, а также банка "Москва", с помощью которого он "спекулирует на валютных курсах". В то время он ужинал тет-а-тет с Михаилом Ходорковским, владельцем банка "Менатеп" и будущим хозяином нефтяной компании ЮКОС, который сегодня отбывает восьмилетний срок заключения в Сибири за вызов, брошенный Путину.
Его сегодняшнее состояние? Он утверждает, что вышел на первое место в мире по производству птичьего мяса и яиц - "чтобы кормить москвичей". По его словам, ему принадлежит 1% акций "Газпрома", стоимость которого на бирже оценивается в 280 млрд долларов. Ему принадлежит радиостанция и издательский дом, жемчужиной которого является газета "Московские новости". Несколько месяцев назад он выдвинул свою кандидатуру в новые владельцы французской France-Soir, "чтобы попытаться спасти газету". Не удалось.
В конце 1990-х годов его капитал резко вырастает. Он быстро обогащается, договариваясь о сокращении долга Анголы России с 7 до 1,5 млрд долларов: эта операция приносит баснословные комиссионные. В 1993 году он продает ангольскому правительству российское вооружение на сумму в 500 млн долларов вместе с французским торговцем оружием Пьером Фальконе. Хотя оружие поставляется не через Францию, судья Курруа объявляет сделку мошеннической. Начинается судебное преследование.
Но странный факт: дата процесса до сих пор не назначена, а парижская прокуратура до сих пор не представила обвинительного акта. Чем вызваны такие проволочки? Уж не волнуется ли за Аркадия Гайдамака, эту неоднозначную личность, кто-то "наверху"? По поводу этого человека спорят даже наши спецслужбы. DGSE (французская внешняя разведка. - Прим. ред.) клеймит его позором, но за него заступает DST в лице Раймона Нара, бывшего "второго человека" в этом ведомстве, который в 2000 году, выступая в суде, отмечал его "полную лояльность к французским институтам, а также многочисленные услуги, оказанные Франции". Разве не ему вручил орден "За заслуги" Жан-Шарль Маршиани, тогдашний помощник Шарля Паскуа (министра внутренних дел Франции. - Прим. ред.), за его роль в секретных переговорах по освобождению французских пилотов, самолет которых был сбит в небе над Боснией в 1995 году? Суд над Аркадием Гайдамаком может стать бомбой. На нем могут всплыть "неудобные" секреты.
По-прежнему находясь в международном розыске, этот удивительный "изгнанник" летает на частном самолете в Израиль, в Москву, в Анголу, да и в другие страны мира. Его жена, сын и две дочери живут в Париже, Лондоне и США. Когда-нибудь он вернется. Чтобы заговорить?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях