The New York Times | 28 сентября 2006 г.
Визит Назарбаева в США: администрация ищет равновесия
Стивен Ли Майерс и Айлан Гринберг
Находясь минувшей весной с визитом в этой богатой нефтью центрально-азиатской стране, вице-президент Дик Чейни выразил свое восхищение тем, что он назвал ее "политическим развитием". Хотя всего лишь за день до начала его визита авторитарное правительство фактически закрыло две самые крупные американские демократические организации, работавшие в Казахстане.
Теперь американские чиновники ведут переговоры об отмене этого правительственного решения. Но они до сих пор не выражали своего недовольства публично.
Этот эпизод отражает то хрупкое равновесие, которое администрация нашла в отношениях со страной, которая становится все важнее в стратегическом плане, с ее коррупцией, фальсификациями на выборах и нарушениями прав человека (так, в прошлом году при неясных обстоятельствах были убиты два оппозиционных лидера). Особенно сейчас, когда президент Буш готовится в эту пятницу дать казахскому президенту Нурсултану Назарбаеву официальный обед в Вашингтоне.
Критики Америки говорят, что вышеизложенная история показывает готовность администрации пренебречь демократией - центральным пунктом своей внешней политики - если она вступает в конфликт с другими внешнеполитическими целями.
- У прав человека есть четыре врага: нефть, газ, борьба с терроризмом и геополитические соображения, - говорит Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и законности. Эта организация получает финансирование от американского посольства и National Endowment for Democracy. - В Казахстане налицо все четыре.
Уже много лет администрация Буша выступает за демократические реформы в Казахстане. В то же время, похоже, она стремится успокоить президента, который всегда был сравнительно умеренным мусульманским лидером в Центральной Азии (он разрешил самолетам НАТО пролетать над Казахстаном в Афганистан, послал роту солдат в Ирак) и который контролирует огромные запасы нефти и газа. Значительная часть этих запасов разрабатывается американскими компаниями.
В понедельник госсекретарь Кондолиза Райс встретилась с казахским министром иностранных дел Касымжомартом Токаевым. По словам высокопоставленного чиновника Госдепартамента, она говорила о демократии и правах человека в Казахстане вообще, но не поднимала вопроса о двух демократических организациях - Национальном демократическом институте международных отношений и Международном республиканском институте.
В Вашингтоне представитель Совета национальной безопасности Фредерик Джонс заявил, что Белый дом держит в поле зрения проблему этих институтов. Однако, добавил Джонс, он не может сказать, поднимет ли президент Буш эту тему в предстоящей беседе с Назарбаевым, поскольку план их разговора заранее не составляется. Тем не менее, заявил он, "демократизация является очень важной частью нашей политики".
Неприятности с продвижением демократии отнюдь не ограничиваются Казахстаном. На эти институты - некоммерческие, непартийные организации, финансируемые правительством США, - смотрят с подозрением не только здесь, но и в России, и в Китае, и во многих центрально-азиатских авторитарных странах, которые встревожены "цветными революциями" в Сербии, Грузии и особенно на Украине.
В недавнем докладе National Endowment for Democracy говорится, что многие из этих стран, в том числе Казахстан, по примеру России строго ограничили деятельность неправительственных организаций. Некоторые страны, например Белоруссия и Бахрейн (одно из государств Персидского залива), вообще закрыли все НПО.
И для Казахстана, и для администрации Буша нынешний визит - это шанс улучшить отношения. Они были довольно натянутыми в последние годы, в то время как Россия пользовалась своим политическим и экономическим влиянием.
Напряженность развилась из-за американской озабоченности казахской коррупцией, ограничениями СМИ и консолидацией политический власти в руках президента Назарбаева.
У казахского правительства тоже есть свои опасения по поводу американской политики. В их числе сдержанное отношение США к претензиям Казахстана на председательство в ОБСЕ, а также уголовное дело, возбужденное в Нью-Йорке против американского бизнесмена Джеймса Гиффена в связи с дачей взяток и махинациями, к которым, как следует из обвинения, был еще с 1990-х годов причастен и Назарбаев.
В Казахстане визит Назарбаева представляют как возможность повысить его международный престиж путем улучшения отношений с США. В этом месяце Назарбаев заявил журналистам в Астане: "Пришло то время, когда мы можем поднять наши отношения на совершенно новый уровень".
Казахстан стоит на девятом месте в мире по территории, но его население - всего 15 млн человек, большинство мусульмане. Экономический бум за счет энергоносителей сделал его региональной державой.
Назарбаев действительно популярен в стране, хотя эта популярность, несомненно, поддерживается за счет государственного контроля над телевидением и, как следствие, благоприятными, некритичными репортажами. Даже согласно независимому опросу избирателей на выходе из избирательных участков, в минувшем декабре Назарбаев вновь выиграл президентские выборы, набрав целых 82% голосов. Согласно официальному результату, он набрал 91%. Независимый опрос был профинансирован Международным республиканским институтом.
По мнению оппонентов Назарбаева, это желание правительства раздуть и без того несомненную победу показывает растущую тенденцию к авторитаризму. Ораз Жандосов, сопредседатель оппозиционной демократической партии "Настоящий АК ЖОЛ", говорит, что наиболее тревожными последствиями власти и безнаказанности правительства Назарбаева стала смерть двух оппозиционных лидеров.
Один из них, Заманбек Нуркадилов, был найден в минувшем ноябре с простреленной головой и еще двумя ранениями. Впоследствии его смерть объявили самоубийством. Другой, Алтынбек Сарсенбаев, был убит в феврале, вместе со своими двумя телохранителями, на шоссе около Алма-Аты.
В августе за эти убийства были осуждены Ержан Утембаев, служащий верхней палаты парламента, и несколько офицеров спецслужб. Однако не многие поверили официально объявленному мотиву убийства: будто бы Утембаев разозлился на Сарсенбаева за интервью, опубликованное три года тому назад, где Сарсенбаев упомянул, что Утембаев был пьян.
Вскоре после убийства Сарсенбаева последовало закрытие американских демократических программ, что подтвердило тенденцию к удушению любого открытого обсуждения проблем страны.
New York Times была ознакомлена с копией письма казахских прокуроров в американское посольство. По утверждению прокуроров, институты были закрыты на основании закона, запрещающего "материальную помощь" политическим партиям. В письме институты обвиняются в "передаче материалов" и "случаях незаконной транспортировки" в ходе их контактов с казахскими политическими и общественными организациями.
Эти обвинения вписываются в общую картину преследований, имевших место в предвыборные месяцы прошлого года, когда многие негосударственные организации подверглись проверкам и аудиту со стороны правительственных налоговых и финансовых служб. ОБСЕ, которую Назарбаев надеется возглавить в 2009 году, критиковала эти выборы за "ряд существенных недостатков", в том числе за "атмосферу запугивания", в которой они проводились.
Четыре американских чиновника, просившие не называть их имен (поскольку переговоры о судьбе институтов продолжаются), говорят, что ни один из этих институтов не оказывал финансовой или иной поддержки какой-либо партийной деятельности.
Двое из вовлеченных в эти обсуждения сообщили, что бывшая госсекретарь Мадлен Олбрайт и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, председатели соответственно демократического и республиканского институтов, написали письмо президенту Бушу, где призывают его поднять этот вопрос во время визита Назарбаева.
Американские должностные лица по-прежнему говорят о своей поддержке казахстанской оппозиции и вообще демократии в этой стране.
Во время своего визита в Казахстан Чейни встретился за завтраком с лидерами оппозиции. Встреча прошла в казахской столице Астане и продолжалась час двадцать минут. Жандосов, который был участником встречи, говорит, что он был рад возможности объяснить вице-президенту США, "что на самом деле происходит". Однако он выражает сожаление, что встреча прошла на следующее утро после того, как Чейни публично появился вместе с Назарбаевым и выразил президенту свою поддержку.
"Казахстан соглашается со многими пунктами американской нефтяной политики, при молчаливом понимании, что казахское население не будут провоцировать, - говорит Мурат Лаумулин из Казахстанского института стратегических исследований, научной организации, тесно связанной с правительством. - У нас не будет никакой "цветной революции". В ближайшие пять-семь лет нам не надо беспокоиться вводить настоящую демократию. Мы получили стратегическую паузу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях