Le Monde | 28 сентября 2007 г.
"Первое впечатление о Дахау скорее благоприятное..."
Доминик Домбр
Красный Крест провалил свою гуманитарную миссию перед лицом истребления евреев в ходе Второй мировой войны. Об этом свидетельствуют документы и рассказы очевидцев, использованные при создании фильма Кристин Рюттен "Красный Крест во времена Третьего рейха", показанного 26 сентября на канале Arte. "Они могли помочь нам и показать миру, что происходило на самом деле", - объясняет одна из женщин, подвергшихся депортации. Международный комитет Красного Креста (МККК), базировавшийся в Женеве, долгое время хранил молчание, хотя из первых рук знал об "окончательном решении" (нацистском плане истребления евреев и цыган. - Прим. ред.). И не случайно. Некоторые члены Красного Креста восхищались Третьим рейхом. Президент МККК Макс Хюбер возглавлял два предприятия, плодотворно сотрудничавших с Германией. Не следовало совершать поступков, которые могли бы вызвать неудовольствие нацистского руководства.
В то время развивался тезис о том, что МККК должен сохранять нейтралитет и его полномочия не распространяются на гражданских заключенных. Такая позиция была занята после усиления нацизма. Вице-президент МККК Карл Буркхардт был очарован поездкой по Германии, совершенной по личному приглашению Адольфа Гитлера.
В августе 1938 года один из членов МККК посетил лагерь в Дахау. "Первое впечатление скорее благоприятное. Повсюду царят порядок, чистота и даже некоторая элегантность", - писал он в своем отчете.
Представители МККК видели, как в 1942 году поезда увозили в Освенцим последних берлинских евреев. Они предупредили Женеву. Безрезультатно. Летом 1942 года директор женевского бюро Всемирного еврейского конгресса Герхарт Ригнер предоставил МККК доказательства воплощения в жизнь "окончательного решения". Также безрезультатно. Комитет принял решение не делать публичных заявлений.
После этого Герхарт Ригнер понял, что его собеседники обо всем знают. Ситуация достигла своего апогея 23 июня 1944 года с визитом представителя МККК Мориса Росселя в лагерь Терезинштадт на территории нынешней Чехии. СС был устроен маскарад. Представителю показали фальшивую школу. Оркестр играл для него в специально построенном по этому случаю павильоне. Посетитель вернулся с фотографиями улыбающихся и сытых детей.
Тот же Морис Россель в сентябре 1944 года посетил Освенцим, не задал никаких вопросов о газовых камерах, в первую очередь обратив внимание на маникюр офицеров СС. После войны руководители МККК неустанно твердили о том, что ничего не знали о геноциде. Нелицеприятные документы были своевременно уничтожены. И только в 1990-е такая чудовищная несостоятельность гуманитарной организации была, наконец, признана официально.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях