La Stampa | 29 марта 2004 г.
"Моссад" завышал данные об оружии Саддама"
Фьямма Ниренштейн
Израиль, так же как и Соединенные Штаты, разбирается с информацией по Ираку, поступившей накануне войны. Легендарные секретные службы Израиля, включая "Моссад", говорится в вызвавшем громкий скандал докладе, подготовленном комиссиями кнессета, представили "оценки, а не информацию" и, вероятно, ошибались, о чем свидетельствуют сегодняшние факты как по количеству ракет, так и, возможно, по оружию массового поражения Саддама Хусейна.
И это еще не все: спецслужбы серьезно ошибались по вопросу об арсенале ливийского оружия массового поражения.
Составлением доклада в течение 8 месяцев занимался подкомитет комиссии по обороне, курирующий деятельность секретных служб: ("Моссад", внешняя разведка, "Шин Бет" - контрразведка, "Аман" - военная разведка). Документ был создан на основе данных допросов 70 сотрудников разведслужб. Дознание вели депутат от партии "Ликуд" профессор Йувал Штейниц, председатель комиссии по обороне, депутат Хаим Рамон, один из лидеров оппозиции, а также некоторые эксперты, например бывшие руководители "Моссад" Ари Шавит и Ами Айалон.
Доклад состоит из двух томов, из которых лишь один, содержащий выводы, был предан гласности. Другой, с секретными данными о том, как именно Израиль пытался получить информацию по Ираку, находится в распоряжении премьера и президента.
"Моссад" и другие спецслужбы подверглись осуждению, не исключено, что они будут реорганизованы, на чем настаивает Штейниц: в Израиле еще свежа память о крайне напряженной атмосфере, царившей год назад в момент начала войны. Населению были розданы противогазы, которые обошлись налогоплательщикам в миллиарды, был отдан приказ держать их наготове в ожидании ракетного удара, который так и не был нанесен, были сделаны прививки от оспы 17 тысячам военнослужащих, находившимся на передовых рубежах.
Штейниц и два бывших руководителя "Моссад" поясняют: доклады инспекторов ООН в 1998 году свидетельствовали о существовании оружия и ракет, применение Саддамом оружия массового уничтожения против курдов и иранцев настраивало на худшее, в 1991 году Израиль перенес ракетный удар по Тель-Авиву, Саддам финансировал палестинский терроризм и не делал тайны из того, что намеревается уничтожить Израиль. Таким образом, ситуация была туманной, но меры безопасности - вполне оправданными, принимая во внимание вероятность нападения.
С этим не согласен Хаим Рамон, который утверждает, что Израиль на протяжении нескольких лет не имел достоверной информации по ракетам и, если бы руководство не слишком паниковало, оно бы наверняка пришло к выводу о том, что ракет не существует вовсе либо они не пригодны для использования: спутники не регистрировали ни наличия, ни транспортировки ракет, ни работ по техническому обслуживанию.
Но вопрос не в том, была ли реальной угроза: "Моссад", спецслужбы должны ответить на жизненно важный вопрос: почему они не знали? Потому, отвечает Штейниц, что между Израилем, США и Великобританией возник своего рода порочный круг информации, когда Израиль зачастую получал информацию, предоставленную им самим.
Но кто на кого оказывал большее влияние? Израиль, как заявил один из руководителей инспекторов ООН, передал США данные, подтолкнувшие к войне? Соединенные Штаты хотели подтверждения своих позиций? На оба эти вопроса можно ответить "нет". Никто ни на кого не влиял.
Но Штейниц продолжает разъяснять, почему у Израиля была столь скудная информация по таким странам, как Ирак и Ливия. Причина в удаленности и в закрытости двух стран, в невозможности полетов над их территориями, хотя США и Великобритания, настаивает Штейниц, имели такую возможность. Однако корень зла лежит в отсталости организационных структур спецслужб и в неразберихе, царящей по вопросу об их задачах.
"Шин Бет" - единственная структура, приведенная в соответствие с требованиями действительности, принимая во внимание возросшую угрозу терроризма. Но "Моссад" и военная разведка порой выполняют одни и те же задачи, кроме того, существует большая потребность в том, чтобы "Моссад" в условиях гонки оружия массового поражения переработал основные направления деятельности, а "Аман" изучил не слишком дружественную политику соседних арабских стран.
Но Штейниц не требует отставок, он вступает за перемены, такие как, например, вывод из подчинения вооруженных сил "подразделения 8200", выполняющего функции всех трех разведслужб, и трансформирование его в независимое национальное агентство. Израиль не может себе позволить принюхиваться и догадываться, он должен знать.
Еще одним поводом для волнения в эти дни стала отмена саммита Лиги арабских стран в Алжире: многие арабские страны не захотели обсуждать американский план помощи и демократизации и заявили, что пришло время для встречи в верхах по обсуждению возобновления интифады.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях