Le Figaro | 29 апреля 2004 г.
Фуга на берегах Босфора
Валери Саспорта
Каким маленьким кажется Париж, когда видишь Стамбул - самый крупный город Турции! С самолета он предстает в виде мегаполиса, усыпанного куполами и минаретами: всего в Стамбуле 700 мечетей, а 530 из них построены в османскую эпоху.
В Стамбуле, расположенном в 400 километрах к северу от столицы (Анкары) живут 13 миллионов человек. И мегаполис продолжает разрастаться. "Тридцать лет назад аэропорт находился за пределами города", - вспоминает Хусейн, наш стамбульский гид. Сегодня аэропорт находится уже в самом Стамбуле, в 20 километрах от центра.
Миниавтобус мчится через Фракийский полуостров. В конце шоссе - Золотой рог. При одном лишь упоминании этого название в воображении возникают рог изобилия, сокровища султанов. Но ничего такого здесь нет. Громкое название происходит от гавани порта, в водах которого на протяжении многих веков стоят корабли со всего света. "Именно из-за этой естественной бухты, которую образует Золотой рог, грек Визас основал здесь колонию - Византион".
Взгляд Хусейна устремляется в зеленые воды Босфора. "Когда-то сюда приходили купаться всей семьей". Сегодня это уже немыслимо. Пролив, соединяющий Черное и Мраморное моря, - это настоящая трасса, стратегический морской путь. У нас, осматривающих оба берега с борта прогулочного катера, замирает сердце. И есть от чего.
"Стамбул - это единственный город мира, расположенный одновременно на двух континентах - в Европе и в Азии, - подчеркивает гид. - Азиатский берег занимает 100 километров, европейский - 40. Каждый день Босфор пересекают полтора миллиона стамбульцев".
Мы находимся у ворот Востока. Похоже на Марсель. Впрочем, возраст двух городов одинаков - 2600 лет. Это южный город. Чем-то он напоминает и Неаполь: на площадях так же сидят голуби. На улочках старых кварталов пахнет крепким кофе, чаем с мятой, жареными фисташками, кальяном. Всюду царит веселая и пестрая сутолока.
Мы приехали только на выходные и увидим лишь памятники и туристические места, тысячу раз описанные в путеводителях. Но этого будет достаточно, чтобы чары алхимии произвели свое действие. Мы много слышали о Топкапи (правильно это название произносится как "Топкапы"), но самому увидеть старый дворец площадью в 700 тысяч квадратных метров - значит получить ни с чем не сравнимое впечатление.
Прямо напротив - Айя София, Голубая мечеть. О ней тоже много написано. Но люди не устают снова и снова говорить о величии этих зданий, переживших империи. Айя София с ее четырьмя минаретами - уже не базилика (построенная в VI веке) и не мечеть (каковой она стала после захвата Константинополя). С 1934 года это музей. В числе ее сокровищ - прекрасные мозаики XII века.
Что касается Голубой мечети, которую украшают шесть минаретов, то это "шедевр османской архитектуры XVII века", - напоминает Хусейн. В XVIII веке иноземные путешественники назвали ее "голубой" за цвет фаянса из Изника, которым покрыт ее главный купол". Для турок это мечеть Ахмета Первого - ее основателя. Так и хочется сесть на молитвенный коврик, задрав голову и впитывая в себя разлитый в воздухе голубоватый свет. Но туристическая программа "поджимает", и уже пора уходить, не забыв про оставленные у входа туфли.
Есть в Стамбуле и подземные резервуары питьевой воды - плод "византийского строительного гения". Водоем "Ерибатан" - без сомнения, самый лучший тому пример. Удивительно хорошо ощущаешь себя в этом влажном подземелье, где на протяжении веков в воде стоит не менее 300 колонн, две из которых опираются на огромные каменные головы двух Медуз. Воздух наполнен тихой музыкой. Это волшебное место очаровывает. Несомненно, именно поэтому оно было выбрано для съемок одной из сцен фильма про Джеймса Бонда - "Из России с любовью".
Стамбул вдохновляет, потому что здесь встречаются цивилизации. Потому что здесь мы заново открываем свою собственную цивилизацию. И мы начинаем лучше понимать архитектурное, культурное и социальное многообразие этого города - одновременно и волнующего, и пугающего, и соблазняющего.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях