Tageszeitung | 29 апреля 2004 г.
"Бомбежки - не средство для установления демократии"
Эрик Шовистрэ
Ирак показал, что американский путь ведет в никуда. Что было бы, если бы на Ближний Восток вместо ракет обрушились деньги на образование? На вопросы корреспондента taz отвечает Михаэль Людерс, бывший редактор газеты Zeit, сотрудник Фонда им. Фридриха Эберта, эксперт по Ближнему Востоку и независимый журналист.
- Господин Людерс, поддается ли арабский мир демократизации?
- Такая возможность существует. Однако наскоком здесь ничего не сделаешь. Нельзя осуществить демократизацию при помощи оружия. В самом обществе должна вызреть потребность в таком пути развития, который допускает плюрализм. Американское намерение установить демократию в Ираке при помощи оружия привело к тому, что сейчас страна погрязла в хаосе и анархии. В настоящий момент речь уже не идет о демократизации Ближнего Востока - только о том, как избежать взрыва.
- Если в иракском обществе возникнет внутренняя потребность к изменениям, значит ли это, что Западу придется воспринимать демократию и права человека как понятия относительные?
- Нет, демократия и права человека не нужно считать относительными понятиями. Иранец, которого пытают, страдает от этого так же, как любой другой человек на другом конце света. Также нельзя говорить и об относительности культуры. Речь идет о том, чтобы адекватным образом транспонировать ценности, за которые выступает Запад. Поэтому нельзя говорить о демократии и правах человека, одновременно в рамках антитеррористической борьбы обхаживая режимы вроде алжирского. Тем самым демократия дискредитирует себя как модель.
- Может ли демократизация происходить на базе ислама или арабской культуры?
- Общества, как и личности, не бывают статичными, они развиваются. В арабском мире тоже существуют демократические традиции, например, традиция шуры, совета.
- В понятие демократии входят также выборы.
- Проведение выборов целесообразно, но по возможности не как копии западных - для этого нет соответствующих общественных условий. Если провести выборы в таких странах, как Ирак или Саудовская Аравия, то к власти придут не гражданские, а этнические или религиозные партии. Люди в родовом обществе выбирают, руководствуясь не высшими интересами, а поддерживая ту или иную группу населения. В этом смысле выборы являются исключительно отражением этнических или религиозных условий.
- Что тогда видится в качестве краткосрочной цели?
- Надо пропагандировать и внедрять принципы правового государства, чтобы место в политическом процессе нашлось всем общественным группам, которые не запятнали себя репрессиями.
- Каковы шансы на слом старых структур?
- Недавние доклады Организации Объединенных Наций о тенденциях развития в арабском мире вскрывают самый большой дефицит в этом регионе - недостаточность свободы, образования и шансов на развитие. Если конструктивно укоренять демократию в регионе, то нужно считаться с этими обстоятельствами. А именно: помогать не военными средствами, а, к примеру, инвестициями в систему образования. Нужно заставить режим использовать ресурсы для создания необходимой инфраструктуры.
- Но тем самым нельзя воспрепятствовать Усаме бен Ладену организовывать новые теракты.
- Первоначально Усама бен Ладен возглавлял движение "Аль-Каида", организованное по жесткому иерархическому принципу. В течение последних двух лет "Аль-Каида" реорганизовалась, теперь она действует по всему миру через автономные ячейки, воодушевленные ее идеологией. Даже если завтра бен Ладена схватят, террор не прекратится. События вроде войны в Ираке или односторонняя поддержка политики Шарона со стороны США - это питательная среда для терроризма. В арабских странах эти шаги вызывают возмущение даже у среднего класса.
- Ваш прогноз: как будет выглядеть Ближний Восток через 10 лет?
- Много зависит от ноябрьских выборов в США. Если победит Керри, если в международные отношения снова вернется прагматизм и в регионе установятся более или менее справедливые порядки - то есть будет получен мандат ООН для Ирака, будет взвешенное решение палестинского вопроса, израильтяне уйдут с оккупированных территорий - тогда антитеррористическая борьба может иметь успех. Если снова победит Буш, по-моему, это будет катастрофой не только для США, но и для Ближнего Востока в целом: в течение последующих четырех лет положение вещей закрепится настолько, что обратный ход будет уже практически невозможен.
- И каков вывод?
- Если мусульмане в регионе считают, что Запад - это враг, который хочет их завоевать и подчинить, то террор будет сопутствовать нам всю жизнь. Но западные политики в большинстве своем не смогут понять, что именно они виноваты в таком развитии событий. Они все больше будут ставить на силу, пока не перегнут палку. И что случится тогда, предугадать невозможно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях