Süddeutsche Zeitung | 29 апреля 2005 г.
В ожидании лучших времен
Даниэль Бресслер
Музей имени Пушкина в Москве представляет ранее не выставлявшиеся предметы трофейного искусства
К годовщине Победы каждый в Москве демонстрирует то, что может: Галерея искусств Церетели - выставку "Они защищали Родину", Крокин-галерея - экспозицию "Проект Победа", а Федеральный архив - документы из личного архива Сталина. Музей имени Пушкина выставляет трофейное искусство. Собранием "Археология войны. Возвращение из небытия" музей предлагает предметы трофейного искусства, которые прежде здесь никогда не экспонировались. Очевидно, директор музея Ирина Антонова решила использовать торжества в честь годовщины победы над фашистской Германией для демонстрации дела своей жизни. Как никто другой она защищает российские притязания на обладание советскими военными трофеями, взятыми из немецких музеев. В 1945 году она присутствовала при поступлении в музей и приемке трофеев из Германии, и она этим гордится.
Музей имени Пушкина выставляет 500 ваз, статуй, фресок, бюстов и терракот из Греции, Малой Азии и южной Италии. Большинство из них ранее входили в Берлинское античное собрание, после Второй мировой войны они были доставлены в Москву и в последние годы отреставрированы. Этапы реставрации различных объектов, черепок за черепком, зафиксированы в каталоге. И именно в этом цель выставки: то, что немцы называют грабежом, музей представляет публике как спасение. Солдаты и специалисты, которым в первые месяцы после войны было поручено спасти в побежденной Германии культурные ценности и доставить их из руин в безопасные места, могли бы оставить весь этот "мусор" в разрушенных зданиях, пишет Антонова в каталоге. Однако как бы сильно черепки не были испачканы сажей, их упаковывали в мешки и ящики и отвозили в Москву.
В соответствии с этой версией, советские солдаты в 1945 году нашли выставочные сокровища разбитыми, вследствие чего их "с полным правом" можно называть "жертвами войны". По имеющейся информации большая часть древних сокровищ находилось в берлинском бункере, взорванным СС, сообщается в каталоге. Однако это, по мнению Фонда прусского культурного наследия, "категорически не соответствует многократно подтвержденным историческим фактам". Берлинские бункеры в Фридрихсхайне и в районе зоопарка, в которых хранились ценные музейные экспонаты, были переданы "советской военной администрации в целости и сохранности". За последующие грабежи и пожары ответственны только Советы. Переговоры о перемещенных ценностях между Россией и Германией вот уже несколько месяцев как застряли на мертвой точке. Министр культуры Кристина Вайс уже выступила с острой критикой "тактики затягивания" в адрес соответствующих российских ведомств.
Для посетителей музея Пушкина все эти события остаются за кадром. Зато фотографии перед входом в выставочный зал показывают разрушения, причиненные музею войной. Авторы экспозиции указывают на бесспорный факт: уничтожены были не только миллионы людей, мировая культура тоже понесла невосполнимые утраты. Руководствуясь своей расистской идеологией, немцы разграбили более 400 советских музеев, разрушили тысячи библиотек, школ и архивов. Исходя из чувства справедливости, таков намек, экспонаты, которые сейчас музей выставляет впервые, находятся в надлежащем месте. Речь идет только о хранении, настаивает Антонова. "Мое или твое, - говорит она, - такой вопрос для искусства не стоит".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях