Le Monde | 29 апреля 2009 г.
Новый дипломатический расклад на Южном Кавказе
Мари Жего
Южный Кавказ, некогда бывший обязательным пунктом всех вторжений, превратился во внешнеполитическую лабораторию окружающих держав - России, Турции и Ирана, пишет Le Monde. Подтверждением изменения ситуации стало заключенное 22 апреля Арменией и Турцией соглашение - "дорожная карта". Несмотря на многие неразрешимые противоречия, отношения двух стран в последнее время улучшились, признает обозреватель издания Мари Жего.
Однако турецко-армянская оттепель не устраивает Азербайджан, ведь именно в знак солидарности с Баку Анкара в 1993 году разорвала отношения с Арменией. Чтобы как-то исправить ситуацию, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что нормализация отношений с Арменией возможна только после урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
"Статус анклава - узел, который невозможно распутать. Азербайджанцы защищают принцип территориальной целостности, карабахские армяне отстаивают право на самоопределение", - продолжает автор. Разрешение этого латентного конфликта могло бы изменить ситуацию в регионе, отмечает Жего. Заинтересована в этом и Россия, после августовского конфликта с Грузией не имеющая возможности осуществлять снабжение своих военных баз в Армении.
"И если на турецко-армянской границе зарождается надежда на мир, то на российско-грузинской границе дела обстоят гораздо хуже", - подчеркивает издание. Теоретически независимые, но на практике оккупированные российскими властями Южная Осетия и Абхазия остаются очагами нестабильности. Условия соглашения о прекращении огня, предусматривавшего отвод войск на позиции, предшествовавшие началу конфликта, не выполняются.
Российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр не исключает вероятность новой войны: "Велико искушение поступить подобно американцам в Ираке - свергнуть диктатора", - цитирует издание его слова. Тайное желание Москвы, по словам эксперта, - "превратить Грузию в конфедерацию, расколотую на много мелких частей". "Единственное препятствие - но Москва его не замечает - в том, что противники Саакашвили, требующие его отставки, ничуть не лучше настроены по отношению к российской элите в погонах, озабоченной возвращением утраченного могущества", - отмечает журналистка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях