The New Republic | 29 апреля 2014 г.
Что означает очередной пакет санкций США против России?
Юлия Йоффе
Кого нет в санкционном списке США, а кто там есть, и почему это важно? На эти вопросы отвечает обозреватель New Republic Юлия Йоффе.
Кого нет в списке? "Чиновники администрации США кичатся тем фактом, что у них хватило духу наложить санкции на Сергея Чемезова - повелителя торговли оружием и близкого союзника Путина, а также на Игоря Сечина, главу "Роснефти", прозванного Дартом Вейдером, а также "самым страшным человеком на свете", - пишет журналистка.
Но, на взгляд Йоффе, не менее симптоматично, что в список, опубликованный в понедельник, не попали другие лица и компании. Например, глава "Газпрома" Алексей Миллер. "По слухам, Миллер был в списке, но его вычеркнули в угоду встревоженным европейцам, которые все еще зависят от поставок "Газпрома", - пишет автор. Американские чиновники уточнили: чернового списка не было, имен не вычеркивали, но отсутствие Миллера - действительно уступка, сделанная Европе.
В списке также нет "Роснефти" (но санкции лично против Сечина - это важно. Это "флирт со срывом" сделки "Роснефти" с ExxonMobil, заключенной в 2011 году, поясняет автор).
Почему в списке отсутствуют российские государственные медийные компании, которые ведут неослабевающую пропаганду?
"Белый дом, в отличие от ЕС, сознательно воздержался от санкций в отношении российских СМИ. Отчасти из принципа, отчасти из опасений произвести плохое впечатление: самая склонная к нотациям демократия - и вдруг атакует прессу, пусть даже фальшивую", - пересказывает Йоффе слова бывших и действующих американских чиновников. Один из источников заметил, что в будущем санкции возможны, так как "это не пресса в полном смысле слова, а аппарат пропаганды", но "мы хотели начать с чего-то другого".
Правда, под санкции США попал тележурналист Алексей Пушков, но он еще и глава комитета в Госдуме.
Йоффе находит важным тот факт, что в список включены банки и компании. Это уникальная особенность США. ЕС, согласно своим правилам, вводит санкции только против физических лиц.
Включение в список фирм братьев Ротенбергов - попытка "парализовать несколько ветвей их финансовой империи, которая и помогает Путину властвовать, и напрямую, экзистенциально извлекает из власти Путина выгоду", - пишет Йоффе.
Не стоит недооценивать психологический эффект от упоминания этих банков, считает автор. "Прежде всего, срывается завеса с теневой "кумовской экономики", - пишет Йоффе. США дают понять, что знают, как устроена российская экономика и чьи руки ею движут. Известный экономист Сергей Гуриев отметил: "Добавление компаний и банков [в санкционные списки] демонстрирует, что следующие санкции, возможно, затронут воистину системные финансовые учреждения".
Биржевые котировки "Газпромбанка" и ВЭБа упали из-за слухов, что они попадут в "черный список", а когда этого не случилось, вновь выросли. "Подобная волатильность, особенно в сочетании со снижением кредитных рейтингов, еще сильнее расшатывает российскую экономику", - говорится в статье.
Другой важный фактор - "радиоактивность", как выражается Йоффе. США господствуют в мировой финансовой системе, напоминает она. "Едва банковская система США внесла тебя в "черный список", вести бизнес становится нелегко. Ты радиоактивно загрязненный", - сказал один из источников в администрации США.
Таким образом, санкции начинают срабатывать: западное финансирование в России забуксовало, пишет Йоффе.
Правда, негативные последствия для российской экономики не переубеждают Путина. "Точнее, я бы предположила: чем больше мы на него давим, тем сильнее он сопротивляется. У него такой стиль. Но, по крайней мере, это хоть какое-то наказание. Администрация Буша и того не сделала, когда Путин вторгся в Грузию", - заключает журналистка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях