Le Point | 29 августа 2011 г.
Мы в очередной раз убеждаемся, что диктаторы - это бумажные тигры
Бернар-Анри Леви
Ливийский конфликт в очередной раз противопоставил, с одной стороны, тех, кто не в состоянии поверить в то, что диктатура может не быть вечной, с другой - тех, кто понимает, что диктатура держится только на доверии к ней, на страхе, который она вселяет в своих подданных, и на почтении, которое она вызывает в остальном мире. Как только это доверие исчезает, она рушится, словно замок из песка, или превращается в бумажного тигра, пишет в Le Point Бернар-Анри Леви.
Философ воздает должное всем тем, кто ради свободы, демократии и защиты мирного населения не побоялся выступить против диктатуры: ливийским повстанцам, членам Переходного национального совета, европейским и в особенности французским летчикам.
"Что до Николя Саркози, можно и не принадлежать к его лагерю и даже выступать против всей остальной его политики, как это делаю я. Но как не признать, что именно Франция под его руководством взяла на себя инициативу сопровождать рождение свободной Ливии? Как не приветствовать невиданное упорство, продемонстрированное им на всех этапах этой войны? Как не признать, что он сделал для Ливии то, что Франсуа Миттеран до последнего отказывался сделать для расчлененной Боснии?" - пишет Леви.
"Повстанцы при поддержке Франции и других союзников вписали новую страницу в историю своей страны. Они положили начало новой эре, и трудно представить, чтобы ее последствия не ощущались во всем регионе и в Сирии в частности. Эта противоположность иракской войне, это военное вторжение, призванное не вывалить демократию на голову молчащего народа, но поддержать восстание, уже требовавшее этой демократии и ради нее обзаведшееся временным, но легитимным органом, тоже войдет в анналы", - констатирует Леви.
По его мнению, ливийская война положила конец давнему представлению о суверенитете, при котором все преступления дозволены при условии, что они совершаются внутри границ одного государства. И эта же война породила идею всеобщности прав человека, являющуюся не просто благим пожеланием, но священной обязанностью.
"Естественно, придет и время вопросов, сомнений, возможно, даже ошибок, сведения счетов или первых неудач. Но только недалекие люди могут сейчас не поддаться чистой радости, которую должно пробудить это во всех отношениях захватывающее событие", - резюмирует Леви.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях