Der Spiegel | 29 августа 2016 г.
Почему США грозят Европе налоговой войной
Давид Бёкинг
Apple или Starbucks: многие американские концерны экономят в Европе на налогах. Этому вскоре может быть положен конец - однако Вашингтон в случае жестких мер Брюсселя, направленных против американских концернов, грозит ответными мерами, пишет Der Spiegel.
В последнее время, замечает автор публикации Давид Бёкинг, крепнет подозрение в связи с тем, что представители американского политического истеблишмента тайно одобряют налоговые трюки, к которым прибегают американские концерны. Так, министр финансов США Джек Лью опубликовал документ, в котором подверг критике намерение Еврокомиссии ретроспективно взыскать с американских концернов недоплаченные, по мнению Брюсселя, налоговые платежи. По мнению Маркуса Майнцера, эксперта в области налогового законодательства авторитетной неправительственной организации Tax Justice Network, документ - свидетельство "огромного влияния американских концернов на Минфин США".
Как поясняет автор материала, в центре набирающего обороты конфликта стоит вопрос о том, где крупные корпорации должны платить налоги и, главное, в каком размере. До сих пор это никак не регулировалось международными правилами. "Этим концерны и пользовались, распределяя прибыль по разным странам и в конечном итоге сокращая налоговое бремя до минимума". В то же время корпорации предпочитают хранить деньги за рубежом, чтобы не платить дополнительные налоги.
Лидировали в этой игре в "кошки-мышки" с бюджетом именно американские компании. Точных данных о сэкономленных таким образом суммах не существует. По оценкам неправительственной Citizens for Tax Justice (CTJ), американский бюджет недосчитался 695 млрд долларов налогов на прибыль.
Как отмечает Der Spiegel, напуганные различными налоговыми скандалами страны G20 в конце 2015 года приняли так называемый BEPS - план действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
Европейская комиссия уже давно расследует налоговую практику таких корпораций, как Apple, Amazon.com и Starbucks, и приходит к выводу, что законные налоговые льготы в отдельных странах принимают форму государственной помощи, которая нарушает действующий в ЕС запрет на такую помощь. Как отмечает автор, Брюссель долго терпел тот факт, что в таких странах, как Ирландия, Люксембург и Нидерланды, американские концерны могли получать государственные преференции. Если будут собраны необходимые доказательства, одной только Apple могут грозить дополнительные налоговые платежи на сумму в 19 млрд долларов.
Однако Минфин США указывает на то, что действия Еврокомиссии подрывают попытки при помощи BEPS разработать четкие международные правила, и грозит ответными мерами.
Правительство США выступает в двойственной роли в рамках своей финансово-экономической политики. С одной стороны, когда речь идет о собственных доходах и интересах, действия американских ведомств могут быть на удивление эффективными. Так, в погоне за налоговыми мошенниками они де-факто приподняли завесу над швейцарской банковской тайной, а в рамках так называемого "дизельного скандала" вывели на чистую воду махинации с автомобильными выхлопами в немецком концерне Volkswagen (американские власти год назад обвинили концерн в том, что тот устанавливал в производимых им автомобилях программное обеспечение, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду. - Прим. ред.).
С другой стороны, как федеральное правительство Германии предпочитает закрывать глаза на махинации в немецкой автомобильной отрасли, так и американские политики демонстрируют снисходительность в обращении с такими концернами, как Apple, Google или Amazon. "В обоих случаях мотивация одна и та же: никто не хочет "кошмарить" крупнейших представителей своей экономики", - констатирует автор материала.
Как пишет в заключение корреспондент, еще меньше, чем в реализации принципов BEPS, представители американского Минфина заинтересованы в автоматизированной системе обмена банковской информацией и сведениями о собственниках.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях