Le Figaro | 29 декабря 2005 г.
Европа забыла про Черное море, ключевой регион для ее безопасности
Ариэль Тедрель
Через год, с вступлением в Европейский союз Румынии и Болгарии, Черное море вслед за Балтийским станет новой восточной границей ЕС. Поскольку Черное море открывает доступ к Кавказскому перешейку и энергетическим ресурсам Каспия (это 10% мировых запасов нефти и газа), не менее четвертой части которых поступает в страны ЕС через этот регион, европейцы и американцы хотят сделать его безопасным и заняться его освоением. В противовес России или вместе с Россией, пытающейся вернуть под свой контроль страны региона, используя две главных карты: сепаратизм и углеводороды.
В черноморском бассейне имеется четыре замороженных конфликта: Приднестровье, Абхазия, Осетия и Нагорный Карабах, которые являются для Москвы разменной монетой. Недавно российский гигант "Газпром" вынул из ножен оружие, объявив о своем намерении в четыре раза повысить цену на газ, продаваемый Украине, и пересмотреть в сторону повышения тарифы для Молдавии, Грузии, Азербайджана и стран Балтии.
Европейский союз, который также зависит от российских нефти и газа, должен считаться с Москвой, но не уступать ей этой стратегической зоны. Украина, Молдавия, Грузия, выразившие желание сблизиться с Евросоюзом, пользуются новой "политикой соседства", проводимой Брюсселем. Не приоткрывая дверей для их вступления в ЕС, эта политика расширяет связи со странами бывшего советского пространства. По просьбе украинского президента Виктора Ющенко и его молдавского коллеги Владимира Воронина Евросоюз только что направил в регион миссию помощи, которая должна будет контролировать границы с сепаратистской республикой Приднестровье - центром контрабандной торговли.
Однако, имея дело с этой нестабильной зоной, Евросоюз явно отстает от США. Реформирование Североатлантического альянса с целью сделать его способным отвечать на вызовы XXI века заставило американцев сделать бассейн Черного моря зоной первостепенного внимания. На стамбульском саммите в июне 2004 года НАТО признало его важность, призвав "партнеров и союзников на побережье совместно трудиться над укреплением стабильности этого пространства".
Новая стратегия НАТО предусматривает закрытие в ближайшие годы целого ряда баз, расположенных на территории Германии, и их замену менее тяжеловесными инфраструктурами в Центральной и Восточной Европе. Эти новые объекты, именуемые узловыми (hubs), образуют систему размещения оружейных складов и мобильных контингентов, подлежащих регулярной ротации. Таким образом, эти "узлы" станут платформами, которые позволят проводить операции на окраинах Европы и дальше - в средиземноморском бассейне, на Ближнем и Среднем Востоке.
Подписание 6 декабря румынским президентом Траяном Башеску и госсекретарем США Кондолизой Райс соглашения, позволяющего американским войскам создавать базы на территории страны, было первым этапом создания новой конфигурации. Соглашение - первый документ такого типа, подписанный Вашингтоном со страной Восточной Европы после крушения коммунизма, - предусматривает создание четырех баз, где может быть размещено около 1500 военнослужащих. Будут созданы Восточноевропейские интервенционные силы (EETAF, Eastern European Task Force), штаб которых в составе 100 человек расположится на воздушной базе "Михаил Когальничану" неподалеку от порта Констанца.
Расположенная вблизи неспокойных зон, Румыния хотела бы стать вооруженной рукой "реформированного" и "глобализированного" НАТО. Задолго до вступления в НАТО (в апреле 2004 года) Румыния способствовала проведению операции "Союзная сила" во время войны в Косове. Летом 2002 года румынский батальон участвовал наряду с американским войсками в боях с талибами в Афганистане.
В марте 2003 года нежелание Турции стать базой для заправки американских бомбардировщиков способствовало превращению Констанцы в опорный пункт союзных войск, действующих в Ираке. Около 4 тысяч "джи ай" разместились тогда на базе "Михаил Когальничану". Бухарест получил за это финансовую компенсацию - 50 млн долларов, часть из которых составили кредиты, в том числе на модернизацию румынской армии. Наконец, Румыния участвует в международной коалиции, помогающей американцам в Ираке.
Сотрудничество с США получило новый импульс с приходом к власти Траяна Башеску. Избранный год назад, новый румынский президент превратил партнерство с Вашингтоном в краеугольный камень своей внешней политики. Румыния претендует на то, чтобы стать связующим звеном между евроатлантическими структурами и евразийским пространством. Башеску предложил НАТО распространить на черноморский регион операцию "Активные действия" (Active Endeavour), которая контролирует навигационные коридоры в Восточном Средиземноморье. Пока добиться этого ему не удалось. Франция и Турция выступили против.
Вместе с украинским президентом Ющенко он также пытается реанимировать ГУУАМ - консультативную структуру, созданную в 1996 году и объединяющую пять бывших советских республик (Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию). Цель (поддерживаемая США) состоит в том, чтобы укрепить независимость этих стран, важных с точки зрения транзита нефти и газа Каспия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях