The Telegraph | 29 декабря 2006 г.
Год, когда Британия чуть было не отдала свою ядерную бомбу
Бен Фентон, Питер Дей
Британский премьер-министр Джеймс Каллагэн в 1976 году был готов отдать ядерную бомбу Великобритании в обмен на кредит Международного валютного фонда, чтобы спасти страну от самого страшного послевоенного кризиса.
Тогдашний премьер-министр и министр финансов Великобритании Денис Хили отчаянно пытались восстановить престиж Великобритании за рубежом, в особенности в Америке, когда они узнали, что представитель команды Маргарет Тэтчер побывал в Вашингтоне, чтобы погубить их планы.
Документы из официальной резиденции премьер-министра, обнародованные сегодня, показывают, насколько отчаянной была ситуация в декабре 1976 года, когда инспекторы МВФ нанесли визит в Лондон с требованием резко сократить государственные расходы, грозя в противном случае отказать Великобритании в получении кредита на 2,3 млрд долларов, необходимых для предотвращения свободного падения экономики.
Каллагэн предупредил своих ближайших союзников, президента США Джеральда Форда и лидера ФРГ Хельмута Шмидта, что если сделка не состоится, то под угрозой окажется "социальное единство", поскольку в стране наметился опасный раскол между крайне левыми и крайне правыми.
Он также сказал им, что Великобритания больше не сможет играть прежнюю роль в качестве союзника НАТО в обеспечении защиты Западной Европы от вторжения армии СССР.
Однако чего он не сказал и что стало известно из документов 1976 года, так это то, что его самый высокопоставленный государственный чиновник сказал ему, что выполнение требований МВФ, вероятно, означает, что Великобритании придется отказаться от своего статуса ядерной державы.
Сэр Джон Хант, секретарь кабинета министров, пишет в служебной записке, которая была сделана только в количестве трех копий, что существует лишь три способа обеспечить требуемое сокращение расходов на оборону в 100 млн фунтов: отказ от ядерной бомбы, от ее усовершенствования или резкие сокращения в Британской Рейнской армии численностью в 55 тысяч.
Сэр Джон сказал: "Маловероятно, что какая-то другая страна согласится заменить наши войска, таким образом, начнется процесс распада НАТО".
Он сказал, что "предпочтительнее" было бы рассмотреть вариант выхода из "ядерного клуба". Он добавил: "Тогда единственной ядерной державой в Европе останется Франция, что нежелательно для большинства членов альянса: это было бы воспринято как доказательство окончательного исчезновения Великобритании в качестве крупной военной державы".
"Однако наши партнеры предпочтут это выводу Британской Рейнской армии".
12 ноября Каллагэн сообщил США о необходимости сокращений военных расходов, если Америка не поможет поддержать курс фунта, который за полгода упал на 50 центов относительно доллара, что грозило повышением инфляции и разрушением хрупких соглашений лейбористов с лидерами профсоюзов о прекращении требований повышения зарплаты.
Несколькими днями раньше Шмидт в зашифрованном телефонном звонке сказал ему, что сэр Кит Джозеф, политический гуру Маргарет Тэтчер, нового лидера оппозиции, противодействует дипломатии Лейбористской партии в Америке.
"Вы в курсе, что Кит Джозеф пытается оказать влияние на людей в Вашингтоне, настраивая их против вас? - спросил он. - Мне сказали, что он установил очень прочные контакты во всех областях Вашингтона и имеет там некоторое влияние".
Среди материалов, связанных с кризисом вокруг МВФ, - коричневый конверт с пометкой "не уничтожать", в котором находятся наброски речи Каллагэна со встречи кабинета министров, где он должен был уговорить сопротивляющихся товарищей на сделку с МВФ.
Они сохранили информацию о том, как он возражал Майклу Футу, Тони Бену и Питеру Шору, которые представляли левых и настаивали на альтернативной политике протекционистских ограничений импорта, повышения налогов и схемы создания рабочих мест.
В его заметках содержалась фраза "никаких дебатов об альтернативной стратегии", указывающая, насколько он стремился вывести левых со сцены.
В конце концов 2 декабря большинство членов кабинета проголосовали за сделку. Расходы на оборону сократились на 100 млн фунтов, но Каллагэн, судя по всему, не поддался на провокацию сэра Джона, потому что ни ядерная бомба, ни Британская Рейнская армия не были потеряны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях