Le Monde | 29 декабря 2010 г.
В России Ходорковский стал мишенью для судебной жестокости
Александр Бийетт
Приговор суда почти полностью повторяет текст обвинительного заключения, пишет Александр Бийетт, обозреватель французской Le Monde.
"Чуда для экс-олигарха Михаила Ходорковского и его бывшего партнера Платона Лебедева не произошло: в понедельник 27 декабря они были признаны виновными в хищении в течение пяти лет более 200 млн тонн нефти и отмывании 23 млрд долларов. Прокурор потребовал наказания в виде 14 лет заключения. Принимая во внимание их первый приговор, эти двое могут оказаться на свободе лишь в 2017 году", - поясняет журналист.
В Вашингтоне Белый дом выразил "глубокую озабоченность" этим обвинительным приговором, заявив, что "избирательное применение" правосудия может "подорвать" правовое государство в России. Париж, Лондон, Брюссель и Берлин также критиковали ход этого судебного процесса.
"В понедельник у Хамовнического суда собралось несколько сотен человек, чтобы поддержать Михаила Ходорковского, - рассказывает автор статьи. - Около 30 манифестантов были задержаны. Защита назвала этот процесс "маскарадом", а один из адвокатов Платона Лебедева - Константин Ривкин - заявил, что текст приговора - почти точная копия текста стороны обвинения".
"Арест Ходорковского в 2003 году не вызвал у общественности каких-то особых эмоций. Но политическая и судебная ожесточенность, с которой пришлось столкнуться бывшему главе ЮКОСа, кажется, изменила ситуацию, быть может, и в кремлевских кулуарах. В середине декабря премьер-министр Путин заявил, отвечая на вопрос о деле Ходорковского: "Вор должен сидеть в тюрьме". Президент Дмитрий Медведев счел нужным дистанцироваться от своего наставника и спустя несколько дней напомнил о том, что "ни один политический руководитель, даже я, не имеет права высказываться до вынесения приговора", отмечает автор статьи.
"Несколькими днями ранее советник президента Аркадий Дворкович выразил сомнение в том, что исчезновение пятой доли национальной добычи нефти могло остаться незамеченным самыми высокими представителями политической власти той поры. Другой советник президента, Игорь Юргенс, сказал, что приговор Ходорковскому должен быть только оправдательным: "Я не юрист. И мои умозаключения скорее эмоциональные, нежели юридически выверенные. Но это не только мое мнение. Такой приговор удовлетворит и предпринимательское сообщество, и Запад в расширенном понимании этого слова, и потенциальных инвесторов в России".
"Что касается мнения самого Ходорковского, то он полагает, что изменения могут произойти, но не сегодня", - пишет в заключение автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях