The Sunday Times | 29 декабря 2014 г.
Человек года (увы)
Обзор прессы
Британская газета The Sunday Times публикует два материала, посвященных анализу ситуации в России и фигуре российского лидера. По мнению журналиста Марка Франкетти, Путин сумеет удержать за собой звание "человека года" и в наступающем году - как несущий наибольшую, по мнению автора, ответственность за усугубление кризиса в Европе. Джеймс Рубин, в прошлом помощник госсекретаря США, полагает, что "власть Путина достигла пика, а впереди нового царя и его приятелей по Кремлю ждут беды". Автор призывает не провоцировать "раненого медведя".
"Менее года тому назад телеканал "Дождь", единственный в России общенациональный канал, который все еще осмеливается критиковать Владимира Путина, был доступен в без малого 20 млн домохозяйств", - пишет корреспондент The Sunday Times Марк Франкетти. Канал вещал из модной студии в одном из самых престижных районов Москвы. "По данным на минувшую неделю, охват аудитории сократился до 1,5 млн, а затравленные журналисты вынуждены вести эфир из трехкомнатной квартиры", - пишет автор. Таковы результаты "систематической кампании гонений, организованной некоторыми из ближайших кремлевских приятелей Путина, которых бесит тот факт, что канал освещает события независимо. По некоторым сведениям, эти люди поручили крупнейшим в России кабельным операторам убрать канал из эфира, а затем приказали владельцу здания выселить редакцию", - говорится в статье.
В 2014 году журнал Forbes объявил Путина "человеком года". Франкетти комментирует: "В качестве лидера, на котором лежит самая большая ответственность за то, что не удалось разрядить кризис, который развязал в Европе войну и перекроил границы, Путин может удостоиться этого звания и в будущем году".
По мнению автора, со времен "Карибского кризиса" ни один российский лидер не подвергался такому осуждению за границей. Но в своей стране Путин воспользовался последним годом, чтобы укрепить свою власть, пишет Франкетти.
Трудности "Дождя" - элемент более широкой негативной тенденции. Конфронтация с Западом из-за Украины заставила Россию резко повернуться в сторону реакционности, говорится в статье.
Царит атмосфера политических репрессий, изоляционистского национализма и параноидального страха перед предполагаемыми иностранными угрозами. Ее лишь усилит надвигающаяся рецессия, замечает автор.
Между тем рейтинг Путина при содействии пропагандистской кампании "взлетел заоблачно, до 80%". По мнению автора, популярность Путина опирается на скудость объективной информации и искреннюю уверенность в том, что Путин отстаивает интересы России и частично возрождает национальную гордость.
"Патриотический пыл ослепляет большинство россиян - не дает им увидеть, что вместо возрождения влияния, которое было у них на мировой арене при коммунистическом режиме, их страна вновь применяет некоторые одиозные советские практики. Пока миллионы людей упоенно верят, что Путин дает отпор Америке, люди с каждым днем становятся несвободнее", - говорится в статье. Импровизированная студия "Дождя" напоминает о широко распространенной практике квартирных концертов групп, которым власти запрещали выступать в концертных залах.
"После столь многих лет у власти Путин руководствуется убеждением, что он вышел в некий мессианский поход ради спасения России", - сказал неназванный "бывший сотрудник Кремля, который теперь критикует президента" (формулировка Франкетти).
"Он всюду видит врагов и заговоры, так что он закручивает гайки. У него абсолютная власть, словно у царя. Люди вроде меня, выросшие в советское время, испытывают странное чувство дежавю. Атмосфера становится советской", - добавил источник.
Кремль уже взял под свой контроль все общенациональное телевидение, а теперь осуществляет беспрецедентные гонения, чтобы "надеть намордник" на инакомыслие в интернете, пишет автор. "Приняты новые законы, чтобы блокировать контент в сети и судить интернет-критиков правительства либо накладывать на них ограничения", - говорится в статье.
Значительная часть страны охвачена самоизоляционистскими настроениями, в которых сильны антиамериканские чувства. Журналист Владимир Познер заметил: в советские времена враждебное отношение к Америке "было на уровне Политбюро, а не в народе. Народ тогда относился к Америке с уважением и часто с живым интересом, словно к другой, отдаленной планете. Теперь люди считают, что Америка пытается задавить Россию, а Путин - единственный в мире лидер, который дает этому отпор".
Ультранационалистические настроения распространяются за пределы политического мира. "Министерство культуры теперь дает государственные деньги только фильмам, которые расцениваются как патриотические", - утверждает автор.
Власти стремятся создать объединяющую концепцию страны, которая служит бастионом консерватизма в противоположность моральному упадку Запада.
"Игнорируя широкую распространенность алкоголизма, подростковых беременностей, а также абортов, разводов и случаев домашнего насилия, от которых страдает Россия, Кремль при поддержке Церкви энергично расхваливает страну как оплот ультраортодоксальных ценностей", - говорится в статье.
Франкетти возвращается в студию "Дождя", отмечая, что настроение там, несмотря на все проблемы, далеко не подавленное. Главный редактор телеканала Михаил Зыгарь сказал: "Ситуация, в которую попала наша страна, стала намного серьезнее, и в этой ситуации наша аудитория еще больше нуждается в нашей работе, так что мы даже не думаем о прекращении работы".
Ведущий Павел Лобков считает, что настоящее испытание для популярности Путина возможно при углублении экономического кризиса: "Люди начнут задавать вопросы. Типа, действительно ли это США во всем виноваты?"
На той же странице газета публикует статью под названием: "Экономика рушится, но когти русского медведя остаются острыми".
С одной стороны, 2014 год прошел великолепно для "фактического царя России", пишет Джеймс Рубин, в прошлом помощник госсекретаря США. В своей стране Путин популярен как никогда, а за рубежом приобрел видных сторонников. "Если признать, что на большом протяжении между Восточной Украиной и Западной Россией не действует погранконтроль, его страна, бесспорно, увеличилась впервые со Второй мировой войны", - говорится в статье.
"Но если заглянуть дальше и учесть последствия вторжения России на Украину и ее разрыва с Западом, то, вероятно, справедливо будет предположить, что власть Путина достигла пика, а впереди нового царя и его приятелей по Кремлю ждут беды", - считает автор. Доверие к рублю испарилось, падение цен на нефть обнажило основополагающую слабость сырьевой экономики.
"Военная мощь Путина в этой части света ошеломляет", - продолжает автор. По его мнению, у российской армии есть современные обычные вооруженные силы. "А также, спустя 20 с лишним лет небрежения, Путин направил десятки миллиардов долларов на модернизацию стратегических ядерных сил", - говорится в статье.
По мнению автора, тем самым Россия стремится "подавить на Западе желание принимать ответные меры".
Обама и его администрация делают упор на долговременной перспективе, умаляя важность баланса обычных вооруженных сил. Американские чиновники говорят, что санкции со временем сработают.
Автор также считает, что после 25 лет "тесного партнерства" российских лидеров и президентов США "неприкрытый захват земель Москвой спровоцировал глубокий раскол". Инвестиции, сотрудничество, связи ученых, почти все попытки интегрировать Россию в мировую экономику прекратились, многие так и не возобновятся.
"Пусть Путин поклялся, что Америке не дадут сдержать русского медведя. Может быть. Но если взглянуть под другим углом, то русскому медведю теперь придется перебиваться в одиночку в негостеприимной и все более голой тундре", - говорится в статье.
Рубин советует не провоцировать "раненого медведя" - "а вдруг мы окажемся виноваты в начале более широкой войны". Более разумный вариант для Запада - приверженность НАТО, увеличение оборонных бюджетов и более активное стратегическое планирование. "Вот единственный способ устроить так, чтобы царь Путин удовлетворился Крымом и маленьким куском Восточной Украины", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях