Статьи по дате

Financial Times Deutschland | 29 февраля 2008 г.

Что осталось в России от прорыва

Нильс Краймайер

Реформаторы 1990-х годов в новой России лишены слова. Но кандидат в президенты Дмитрий Медведев взял на вооружение их лозунги

Нельзя утверждать, что Борис Немцов потерял Кремль из вида. Когда либеральный политик и бывший вице-премьер смотрит в окно своего офиса, то ему прекрасно видны стены и башни центра российской власти.

Однако в плане политики Немцов далек от места принятия решений, как никогда раньше. Этот 48-летний человек сделал головокружительную карьеру в эпоху Бориса Ельцина, и тогда Запад превозносил его как образцового реформатора. Будучи губернатором Нижнего Новгорода, он безжалостно расставался со старыми кадрами, осуществлял приватизацию государственных предприятий и протестовал против войны в Чечне. Многие долго считали его перспективным кандидатом на самый высокий пост в стране.

Однако все это осталось в прошлом. Немцов принял решение не баллотироваться в президенты на вот-вот предстоящих выборах. Его членство в партии - либеральном Союза правых сил (СПС) - приостановлено. "Путин ненавидит нас, тех, кто считает, что Россия - это часть Европы", - говорит Немцов о действующем президенте.

Дела у многих либералов, которые в 1990-е почуяли воздух свободы, идут примерно так же, как у Немцова. Когда-то сильная партия "Яблоко" экономиста Григория Явлинского утратила прежнюю роль. Реформатор Андрей Илларионов, который вплоть до 2005 года находился в должности советника Путин, критикует ситуацию в России из далекого вашингтонского Cato Institute. А бывший премьер-министр Егор Гайдар вместе с сотрудниками своего экономического института публикует толстые трактаты, в которых анализирует возрастающее влияние государства на экономику.

Только Анатолий Чубайс, отец массовой приватизации, еще имеет кое-какую власть. Как раз сейчас он демонтирует государственный энергетический концерн РАО "ЕЭС" - тем самым упраздняя собственное кресло.

Кризис российских либералов обусловлен не только мелочной опекой государства. Действительно чинятся препятствия их выступлениям, а их партии притесняются, но и без этого их дела вряд ли обстояли бы лучше.

Людей вроде Немцова или Явлинского большинство россиян считает ответственным за резкий спад в экономике в 1990-е годы. "Либералы полностью дискредитировали такие слова, как "рынок", "демократия" и "либерализм", - считает Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН. Они стали символами грабительского капитализма, когда немногие крайне обогатились, а массы обеднели. Карьера Немцова закончилась вместе с банковским кризисом 1998 года, когда тысячи россиян в один день потеряли все свои сбережения.

После развала Советского Союза с его рухнувшей экономикой катастрофы вряд ли можно было избежать, но объяснить это, конечно, трудно, тем более, что у бывших реформаторов были трудности в общении с народом. "У людей всегда создавалось впечатление, будто присутствуешь на семинаре", - говорит профессор психологии Владимир Шкуратов.

Сейчас Гайдар и другие с интересом наблюдают за тем, как воспитанник Путина и в недалеком будущем президент Дмитрий Медведев подает себя в качестве либерала. "Свобода лучше, чем несвобода", - сказал в середине февраля Медведев на экономическом форуме в Красноярске. Затем кандидат заявил, что сократит государственное влияние на экономику.

Немцов называет Медведева покладистым человеком. Все же, говорит оппозиционер, он не является выходцем из КГБ, а еще у него есть опыт работы в частном секторе. Это в новой России уже много значит.

Источник: Financial Times Deutschland


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru