Статьи по дате

Die Welt | 29 января 2001 г.

?Мы заплатим столько, сколько сможем?

Матиас Вульф

- Господин Костин, Вы возглавляли переговоры с Лондонским клубом частных инвесторов, а сейчас являетесь советником министра финансов России на переговорах с государствами-кредиторами Парижского клуба. Стали бы вы давать деньги в долг России?

- Естественно, стал бы. После всех этих смутных лет Россия снова стала политически стабильной страной. С тех пор, как Путин стал президентом, Россия стала рыночным, либеральным государством. Мы усовершенствовали нашу правовую систему, предоставив инвесторам больше гарантий.

- Несмотря на это, создается впечатление, будто Россия не собирается полностью возвращать свои долги.

- Я не думаю, что это так. Россия унаследовала огромный долг от Советского Союза. В последнее время страна сделала очень много для того, чтобы выплатить свою задолженность. Все долги, которые возникли после 1992г, Россия выплачивала и будет выплачивать своевременно.

- Однако Россия является правопреемницей Советского Союза со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

- Это так. Однако когда мы поняли, что не в состоянии обслуживать все долги, мы приняли решение по-разному походить к разным видам долгов. Это понятно любому. Во время наших 18-месячных переговоров с Лондонским клубом мы встретили большое понимание. Треть наших долгов была списана, а оставшаяся часть превращена в евробонды, по которым мы платим проценты.

- Однако переговоры с Парижским клубом нельзя назвать легкими.

- Наша позиция такова, что, несмотря на улучшение экономического положения в России, у страны есть существенные финансовые проблемы. В предстоящие годы мы должны будем выплачивать 14-19 млрд. долларов ежегодно. Если в этом году мы полностью выплатим 3,5 млрд. долларов, то нам придется пойти на существенное сокращение программы реформ. Это оказало бы исключительно негативное влияние на дальнейшее экономическое и политическое развитие страны. Мы будем платить столько денег, сколько сможем, чтобы не нарушить стабильность в стране.

- Это означает, что в нынешнем году Россия не выплатит 3,5 млрд. долларов?

- Парижский клуб знает, что у нас есть проблема с выплатой задолженности, и поэтому должен идти на компромисс. В любом случае, это лучше, чем шантажировать нас исключением из ?большой восьмерки?.

- Неужели угроза заместителя министра финансов Германии Кай Кох-Везера произвела впечатление на Россию?

- По крайней мере, на нее обратили внимание. Лично я считаю его поведение неправильным. Все должны быть заинтересованы в том, чтобы Россия стала полноправным членом международного сообщества. В экономическом отношении мы, может быть, и не так сильны, как американцы и немцы, однако мы остаемся политической и ядерной державой. Дискуссия о долгах не должна привести к политическим разногласиям. Это было бы опасно для мировой стабильности. И мы не блефуем.

- Однако если Россия так и будет сначала угрожать, потом вести переговоры и не обслуживать свои долги, то она не сможет заработать хорошую репутацию на финансовых рынках.

- Россия не собирается ни обманывать Парижский клуб, ни отказываться от платежей. Я вижу, что частные инвесторы чувствуют себя тем лучше, чем меньше Россия тратит на обслуживание внешней задолженности. Ведь если долговое бремя окажется слишком тяжелым, тогда Россия может оказаться неплатежеспособной, и вообще не сможет обслуживать свои долги, в том числе долги частных кредиторов. Мы пытаемся убедить Парижский клуб найти другое решение, а не пытаться сразу получить все деньги. В противном случае уже в 2002-2003 году мы вообще не сможем сделать никаких платежей.

- Однако даже советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов требует выплаты долгов, утверждая, что в противном случае репутации России будет нанесен непоправимый ущерб.

-К счастью, Илларионов советник, а не пресс-секретарь президента. Посмотрите: когда Советский Союз прекратил свое существование, у России было меньше 33 млрд. долларов внешнего долга. Сегодня сумма того долга увеличилась уже до 39 млрд. долларов. И это несмотря на проведенную реструктуризацию и осуществленные платежи.

- Итак, Россия будет добиваться списания долга?

- Этого я сказать не могу. Пока речь идет о реструктуризации. Увидим, приведет ли это к списанию долга. Лично я думаю, что хорошая идея конвертировать часть задолженности в акции российских предприятий. Иностранные инвесторы должны при этом получить и ?голубые фишки?, например акции ?Газпрома?.

- Однако одних этих мер недостаточно. Благодаря высоким ценам на нефть, российская экономика находится на подъеме. Создается впечатление, что русские могли бы выполнить свои обязательства, но не хотят делать это?

- У Запада излишне оптимистическое представление о ситуации в российской экономике. По нашим прогнозам, в 2001г. российский ВНП достигнет лишь 66% от уровня 1997г. На обслуживание нашей внешней задолженности должно пойти до 40% расходов бюджета.

- Однако в России существует профицит бюджета - в отличие от Германии.

- Мы не сможем каждый год иметь бюджетный профицит. Важный урок, который осознали мы все, заключается в том, что мы должны брать меньше кредитов.

- Советский Союз и позже Россия взяли кредитов в общей сложности больше чем на 150 млрд. долларов. Сколько из этих денег исчезло по криминальным каналам?

- Коррупции и скандалов достаточно повсюду. Возьмите, к примеру, бывшего министра иностранных дел Франции Ролана Дюма, который истратил больше 10 млн. долларов на свою любовницу. Потратить так много на девушку много даже по русским меркам. В России люди, естественно, подвергаются особенно большому искушению, когда обсуждается сделка на 100 млн. долларов, а зарплата составляет 30 долларов в месяц. Преступников можно даже расстреливать, как делают, например, в Китае, однако коррупция все равно останется. Мы сможем победить коррупцию только, когда улучшиться ситуация в экономике и люди будут зарабатывать больше денег.

- Как можно справиться с бегством капитала за рубеж?

- С тех пор как страна перешла к рыночной экономике, из России ушло 150-200 млрд. долларов. Бегство капитала имеет не только криминальные, но и политические корни. Люди хотят сохранить свои деньги. Мы должны быть более либеральными, и позволить им беспрепятственно ввезти их обратно.

- То есть следует отменить контроль над иностранным капиталом?

- Да, это нужно делать постепенно. Проверки не дают ничего.

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru