The New York Times | 29 января 2004 г.
Количество соперников в президентской гонке уменьшилось до шести
Стивен Ли Майерс
В России активно идет борьба за президентское кресло - если это можно так назвать.
Один кандидат так и не получил места в избирательном бюллетене, а еще двое, оба бизнесмены, на этой неделе неожиданно сняли свои кандидатуры так же тихо и без объяснений, как и в момент их вступления в гонку.
Двое из самых значимых оппозиционных кандидатов, Ирина Хакамада и Сергей Глазьев, не смогли заручиться поддержкой своих собственных партий, которые вместо этого позволили своим членам поддержать действующего президента Владимира Путина.
Владимир Жириновский, лидер националистической партии, который сам не участвует в выборах, в прошлые выходные в телевизионном интервью признал, что кандидат от его партии является лишь номинальным и, если его вдруг выберут, он сразу же уйдет и сделает президентом Жириновского.
Глазьев на минувшей неделе подвергся нападкам со стороны двух главных государственных телеканалов, которые на скрытую камеру засняли, по их утверждению, эпизоды, когда сторонники Глазьева в Саратове и Нижнем Новгороде платили за подписи в его поддержку.
Репортажи, которые сам Глазьев назвал клеветой, заставили председателя избирательной комиссии потребовать начала уголовного расследования. В среду в телефонном интервью Глазьев, лидер блока "Родина", участвующий в выборах без поддержки своей партии, заявил, что его противники хотят провести выборы в контролируемом режиме и хотят манипулировать всеми кандидатами, чтобы превратить выборы в политический спектакль.
Госсекретарь Колин Пауэлл использовал визит в Москву на этой неделе для того, чтобы высказать критику в адрес Путина по поводу вызывающей беспокойство ситуации с демократией в России. Это, в частности, касается и честности выборов и доступа кандидатов к государственному телевидению.
"Ключевые аспекты гражданского общества - такие, например, как свобода СМИ и развитие политических партий, - еще не приобрели устойчивого и независимого характера", - написал Пауэлл в статье, опубликованной в "Известиях".
Однако президентские выборы 14 марта все больше становятся похожими на прошедшие в декабре парламентские выборы, на которых лояльная Путину партия "Единая Россия" одержала убедительную победу после предвыборной кампании, которую международные наблюдатели раскритиковали как несоответствующую демократическим стандартам.
После того как в среду вечером истек срок представления двух миллионов подписей, сейчас число кандидатов - оппонентов Путина уменьшилось до шести, а двое из них открыто поддерживают его переизбрание 14 марта.
"Я не оппонент Путина и не хочу вмешиваться в его кампанию", - заявил в среду в интервью Владимир Брынцалов, фармацевтический и водочный магнат, внезапно прекративший свою предвыборную кампанию, которая по-настоящему никогда и не начиналась.
У избирательной комиссия сейчас есть 10 дней на то, чтобы проверить подписи оставшихся кандидатов. Критики Путина, в том числе Хакамада и, все больше и больше, Глазьев, опасаются, что они могут не попасть в избирательный бюллетень.
Виктор Геращенко, бывший глава Центробанка, который тоже представлял "Родину", уже был исключен из гонки на формальном основании, что "Родина" - это политический блок, а не официально зарегистрированная партия. Геращенко решил обжаловать это решение в Верховном суде.
Кандидаты жалуются, что они сталкиваются с бюрократическими препятствиями, а обширный административный ресурс местной власти контролируют союзники президента. Они также борются - по их словам, тщетно - за возможность заявить о своих взглядах в выпусках новостей, посвященных преимущественно Путину.
Во вторник вечером его показали во время визита в Санкт-Петербург торжественно отмечающим 60-летнюю годовщину окончания блокады Ленинграда. В среду в новостях сообщили о его указе по недопущению неконтролируемого роста цен на хлеб.
Путин, со своей стороны, не подает явных признаков начала предвыборной кампании. Из-за его высокой популярности, большинство наблюдателей полагают, что этого и не произойдет. По данным последнего опроса, обнародованным в среду, Глазьев занял второе место с 4 процентами голосов. Путин набрал 79 процентов.
"Посмотрите, что происходит, - сказал в интервью в среду Иван Рыбкин, еще один из кандидатов. - Закон гарантирует кандидатам равные право, равные права на заявление о себе. Но сейчас мы видим только одного кандидата".
Даже в относительно свободных печатных СМИ исход выборов считают делом решенным. В некоторых случаях о претендентах говорят с неуважением.
Кроме Рыбкина, Глазьева и Хакамады, другие кандидаты - это Николай Харитонов, бывший колхозник и лидер Аграрной партии, которого поддержала коммунистическая партия; Сергей Миронов, глава верхней палаты парламента, сторонник Путина; Олег Малышкин, бывший телохранитель Жириновского, который был избран в Думу в декабре от националистической партии ЛДПР.
Рыбкин, Хакамада, Глазьев и Харитонов выдвинули свои кандидатуры в донкихотской попытке поднять бесчисленные проблемы и представить альтернативу политическому доминированию Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях