The Times | 29 января 2004 г.
Архивариус КГБ, бежавший в Британию и открывший миру беспрецедентные данные о работе советской системы
Редакция
Один из самых известных перебежчиков из России в смысле информации, которую он передал, появившись в 1992 году, Василий Митрохин в сентябре 1999-го опубликовал книгу "Архив Митрохина", написанную совместно с профессором Кристофером Эндрю. Благодаря тому что он имел беспрецедентный доступ к документам КГБ, работая в 1972-1984 годах главным архивариусом этой организации, в книге содержалось множество новых данных об операциях советской разведки и контрразведки начиная с 1917 года.
Самым поразительным было разоблачение 80-летней Мелиты Норвуд, передававшей британские ядерные секреты Советскому Союзу на протяжении 40 лет, начиная с 1937 года. Это разоблачение вызвало скандал, кончившийся, когда тогдашний генеральный прокурор сообщил министру внутренних дел Джеку Стро, что преследование по прошествии такого срока невозможно.
Был еще так называемый агент Ромео, сыщик лондонской полиции сержант Джон Саймондс, бежавший из страны после предъявления обвинений в коррупции и завербованный КГБ в Марокко. Пройдя курс специальной подготовки, он должен был соблазнять сотрудниц иностранных посольств, имея в виду получение от них секретной информации.
Среди других разоблачений Митрохина был план сорвать в 1969 году инвеституру принца Уэльского и представить это как заговор MI5, направленный на дискредитацию националистической партии Уэльса Plaid Cymru; план искалечить бежавших балетных танцовщиков Рудольфа Нуриева и Наталью Макарову и разрушить их карьеру; подробности о советских тайниках на территории Западной Европы и США с оружием, которым могли воспользоваться агенты и их просоветские подручные в случае войны.
В книге "Архив Митрохина" появились имена известных американцев, от Генри Киссинджера, чьи телефонные разговоры с Ричардом Никсоном прослушивал КГБ, до Збигнева Бжезинского, советника президента Картера по национальной безопасности, которого КГБ пыталось завербовать. На другом конце спектра были шпионы, предатели и подозрительные личности: Роберт Липка, клерк из Управления национальной безопасности, шпионивший на Советский Союз в 60-е годы и получивший 18 лет тюрьмы, и Феликс Блох, самый высокопоставленный чиновник госдепартамента, попавший под следствие по подозрению в шпионаже (его уволили и лишили пенсии, но ФБР так и не удалось собрать достаточно доказательств и предъявить ему обвинение). В книге появились также новые подробности о знаменитых Берджесе, Маклине и Филби.
Первоначально Митрохин, бежавший из России через одну из стран Балтии сразу после смерти СССР, предложил себя ЦРУ. Но американцев осаждали перебежчики, каждый из которых уверял, что располагает сведениями чрезвычайной важности для американской разведки, и его отвергли. Тогда он обратился в посольство Великобритании, где его приняли с распростертыми объятиями и передали службе внешней разведки MI6, которая переправила его в Лондон.
После появления книги Митрохина наряду с другими задавался вопрос: что заставило Митрохина отбирать и копировать определенные документы, что он стремился доказать? По-видимому, он разочаровался в коммунизме в начале 60-х, когда перемены, обещанные Хрущевым на ХХ съезде партии в 1956 году, так и не воплотились в жизнь. Но чтобы бежать и рассказать о пороках коммунистической системы, что, по его словам, было его целью, ему пришлось ждать еще 30 лет. К этому времени система прекратила свое существование и перестала представлять угрозу для западной цивилизации.
Василий Никитич Митрохин родился в 1922 году в Юрасово Рязанской области. Получив среднее образование, он поступил в артиллерийское училище. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году он уехал в Казахстан, где учился на юридическом факультете. К концу войны Митрохин получил первое назначение, его направили в военную прокуратуру Харькова.
Затем он поступил в Дипломатическую академию в Москве, окончил трехлетний курс и в 1948 году был принят на работу в Комитет информации (КИ), то есть в советскую внешнюю разведку. В 1954 году КИ стал частью КГБ.
Вскоре Митрохина отправили на Ближний Восток в качестве секретного агента, где он пробыл около трех лет, до 1953 года. По возвращении в Москву ему доверяли оперативную работу, которая требовала поездок за границу под прикрытием. В таком качестве он сопровождал советскую олимпийскую сборную в Австралию в 1956 году.
В конце 50-х Митрохина перевели с оперативной работы в архивный отдел. В этой должности он был второй раз отправлен за границу, в восточный Берлин во второй половине 60-х.
Вернувшись в Москву в 1972 году, он начал проект, который, в конце концов, сделал доступными для публики информационные сокровища из секретных папок КГБ.
Он начал ежедневно делать подробные выписки из документов, проходивших через его руки. Чтобы обойти проверки, он прятал их в ботинки. По выходным он регулярно ездил на свою подмосковную дачу, где перекладывал записи в металлические контейнеры, которые он хранил в тайниках под полом.
Его доступ к совершенно секретным документам существенно расширился, когда в 1974 году решено было переселить службу внешней разведки, первое главное управление КГБ, в новое здание на окраине Москвы. Это означало детальный просмотр всех документов, перевозимых в новое помещение, под личным контролем Митрохина. Они включали в себя самые секретные папки, в которых хранилась информация о работе Управления С (операциях нелегалов).
После ухода на пенсию в 1984 году он начал приводить свои записи в подобающий вид. Он не надеялся, что его архив когда-нибудь увидит свет, но когда политические события в СССР начали разрушать единство страны и расшатывать власть коммунистической партии и КГБ, у него появилась надежда.
Он предпринял поездку на Сахалин, чтобы выяснить, можно ли бежать с архивом в Японию. Он ездил в Карелию, чтобы понять, можно ли перейти границу с Финляндией. Затем, после официального распада СССР и восстановления трех независимых стран Балтии, он, в марте 1992 года, отправился туда. Британская разведка вывезла Митрохина и его семью в ноябре 1992 года.
Книга "Архив Митрохина" была написана в соавторстве с профессором Кембриджа Кристофером Эндрю, ведущим специалистом по проблемам разведки и безопасности. После выхода книги в свет в 1999 году ФБР назвало этот архив наиболее полной и исчерпывающей информацией из всего, что когда-либо было получено.
Затем последовали другие публикации. В 2002 году вашингтонский Международный проект по изучению истории холодной войны разместил в интернете документы Митрохина по Афганистану. В январе 2002-го Фрэнк Касс опубликовал "Словарь КГБ". Митрохин написал еще несколько книг, о которых вел переговоры с издателями.
Митрохин был застенчивым человеком, сторонившимся публичности. С близкими друзьями он был обаятельным, добрым и щедрым.
В последние месяцы здоровье Митрохина ухудшилось, но он продолжал работать, пока не заболел пневмонией, от которой и умер 22 января 2004 года в возрасте 81 года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях