Статьи по дате

Newsweek | 29 января 2007 г.

Новая лунная гонка

Фред Гатерл

Для героя-космонавта Сергей Крикалев слишком много жалуется. Крикалеву принадлежит рекорд по времени, проведенному в космосе, - в общей сумме он пробыл на орбите невообразимые 803 дня. Часть этого срока он пробыл на российской космической станции "Мир" еще в 1980-е годы, когда Международная космическая станция была далекой мечтой. Между полетами Крикалев работает в корпорации "Энергия", которая производит крупнейшие и самые надежные ракеты в мире. Но, несмотря на свои достижения, Крикалев, как и многие его коллеги по российской космической программе, большую часть времени жалуется на недостаток финансирования. И его можно понять. Корпорация "Энергия" расположена в старом, 1970-х годов постройки, грязно-коричневом здании из стекла и бетона за пределами Москвы. Средняя зарплата в "Энергии" составляет всего 400 долларов в месяц, а Крикалев на самой высокой должности получает 1 тыс. долларов.

Эта известная скупость - проклятье Крикалева, но в то же время российский козырь. Хотя СССР проиграл лунную гонку в 1960-х, с тех пор российская космическая программа привыкла совершать подвиги на честном слове, во многом превосходя своих богатых конкурентов из США. В то время как NASA сражается со своим ненадежным и известным своей сложностью шаттлом, Россия наматывает километраж с помощью простых и надежных ракет-носителей "Протон" - их полеты продолжались даже в безумные годы, последовавшие за развалом Советского Союза. Сейчас, несмотря на жалобы Крикалева, российская космическая программа вновь поднимает голову после тяжелых лет. В прошлом году парламент проголосовал за увеличение бюджета Роскосмоса, Российского космического агентства, на 33%. Общий его бюджет, с учетом оказываемых другим странам услуг по запуску на орбиту, составил 1,7 млрд долларов в год. Благодаря этим деньгам Россия смогла вновь обратить свой взор к Луне. К 2010 году она планирует отправить на Луну первый из пяти автоматических аппаратов, а к 2012 году создать там постоянную исследовательскую базу. "Несмотря на то, что у нас меньше денег, российские пилотируемые космические программы все равно эффективнее американских", - говорит Игорь Панарин, представитель Роскосмоса.

Россия - не единственная страна, вынашивающая планы пилотируемых полетов. Китай, относительно недавно вступивший в эту гонку, разработал ракету-носитель, способную доставить космический аппарат на Луну, и уже отправил на орбиту трех своих астронавтов. Как стало известно Newsweek, Китай планирует запустить первый лунный зонд 17 апреля, а в будущем собирается осуществить и пилотируемый полет. Продолжает развивать лунную программу и Япония. На прошлой неделе Индия вывела на орбиту четыре спутника: благодаря этому данное премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи в 2003 году обещание к 2008 году отправить на Луну космический корабль становится хоть немного реальнее.

Почему же по прошествии стольких десятилетий все так стремятся отправить людей на Луну? NASA руководствуется, судя по всему, соображениями престижа и желанием продолжать начатые исследования. Три года назад президент Джордж Буш поставил целью создать постоянную базу на Луне и в конечном итоге отправить пилотируемый корабль на Марс (хотя многие критики заявляют, что нужно сразу отправиться к Красной планете). Беспрецедентный мировой рост позволил прежде бедным государствам вроде Китая, России и Индии войти в космический средний класс. И хотя появляющиеся в процессе технологические выгоды всегда были слабым оправданием для чудовищно дорогих пилотируемых полетов, Россия и Китай планируют добывать на Луне ресурсы. В частности, там имеется гелий-3, редкий изотоп, который, по мнению некоторых ученых, может служить топливом для термоядерных реакторов и источником чистой энергии.

Все это происходит на фоне испытываемых ведущим космическим агентством, NASA, трудностей. В декабре NASA опубликовало более подробный план по осуществлению полета на Марс через Луну. Программа, которая называется "Созвездие", включает создание ракеты-носителя "Арес", способной поднять все необходимое для лунного путешествия и капсулу с 4-6 астронавтами. Затем астронавты посетят Луну - один из кораблей останется на лунной орбите, а второй опустится на поверхность. Если это вам что-то напоминает, этому есть причина - данный план крайне похож на проект "Аполлон", последний полет в рамках которого был проведен в 1970-е.

Ряд представителей NASA настаивает, что это следующий логичный шаг в его исследовательской программе. Говоря конкретнее, создать постоянную базу на Луне - это не просто установить там флаг. "Впервые в истории человечества люди вышли за пределы поверхности Земли, - говорит Скотт Хоровиц, заместитель главы исследовательского отдела NASA. - Следующий логичный шаг - это увеличить эту сферу на 200 тыс. миль". Однако в распоряжении NASA все необходимое для возвращения на Луну было уже в 1970-е годы, однако управление отказалось от этой идеи. Теперь, потратив с середины 1970-х годов около 250 млрд долларов на космический шаттл, Международную космическую станцию и другие проекты, NASA должно будет потратить еще 200 млрд долларов на возобновление программы "Аполлон". Часть денег появится после завершения программы шаттлов, которое планируется к 2010 году. Новый план можно понимать как признание неудачи. Действительно, глава NASA Майкл Гриффин так и сказал. "Период, когда Соединенные Штаты оставили Луну и сознательно сосредоточились исключительно на низкой земной орбите, мне кажется ошибкой", - заявил он недавно газете The New York Times.

Этот поворот бросил тень на лидерство управления в международной космической гонке. Хотя NASA по-прежнему далеко превосходит все прочие страны, его международные партнеры - в частности, Россия и Европа - в будущем году получат беспрецедентные возможности торговаться с США по поводу того, что и когда делать. Бюджет NASA, составляющий 16 млрд долларов, на фоне которого вложения других стран кажутся мизерными, позволит управлению и дальше оставаться у руля международных космических проектов. Однако космические программы в Китае и России набирают обороты. В конце концов NASA может оказаться лишь одним из игроков на мировой арене.

Сейчас NASA большое внимание уделяет тому, чтобы международное космическое сообщество было в курсе его новейших предприятий. Перед опубликованием своего нового плана NASA консультировалось с 14 космическими агентствами по вопросу о целях новой программы и провело организационные совещания. По словам экспертов, это не просто попытка показать себя в лучшем виде - NASA как никогда много внимания уделяет привлечению партнеров к планированию своих миссий. Это весьма не похоже на то, как управление вело себя в случае с Международной космической станцией: тогда NASA зачастую принимало важные решения, не советуясь со своими партнерами.

Однако новое стремление NASA к дипломатии может быть и попыткой извиниться за предыдущие ошибки. Европа, в частности, оскорблена внезапным отказом NASA от шаттла и проекта космической станции. В последние годы Европейское космическое агентство (ЕКА) сосредоточилось на отправке астронавтов на космическую станцию и пилотируемом полете на Марс. Запуск европейского вездехода Exomars Martian запланирован на 2013 год, а миссия Mars Sample Return - на 2020 и позже. Поворот, предложенный NASA, подразумевает, что теперь Европе придется включить в свой план полет на Луну, если она хочет участвовать в программе в качестве партера. В то же время европейская лаборатория "Колумб" для космической станции уже готова к полету, но будет собирать пыль как минимум до конца 2007 года, когда астронавту ЕКА будет предоставлено место в шаттле - для европейцев это мучительное ожидание.

Но у Европы никогда прежде не было столь широкого выбора партнеров по космической программе, какой есть сейчас. Ее связи с Роскосмосом за последние годы усилились. Когда после крушения челнока Columbia NASA остановило запуски шаттлов, Россия предоставила столь необходимую европейским астронавтам возможность для отправки на космическую станцию. Сейчас Европа продолжает развивать планы по сотрудничеству с российским проектом "Клипер": проектом создания корабля, способного доставлять астронавтов на земную орбиту. Российское возрождение "ставит нас, европейцев, в лучшее положение на переговорах с NASA, потому что мы можем заявить о том, что хотим сотрудничать с русскими", объясняет Лоуренс Нэрдон, директор программы космической политики из Французского института международных отношений в Париже. "С точки зрения политики, мы можем сотрудничать и с теми, и с другими". Представители Европейского космического агентства пришли к этому выводу, когда проект шаттлов был остановлен после крушения Columbia. "Нельзя полагаться только на одного партнера, - говорит Пьеро Мессина, представитель управления агентства по пилотируемым полетам, микрогравитации и исследовательским программам. - На любом рынке так: если нет монополии, то можно найти более выгодное предложение".

Если бы NASA действовало в 1970-х годах по-другому, то его программа сегодня могла бы быть похожа на российскую, только без финансовой и иных проблем, вызванных развалом Советского Союза. Роскосмос никогда не мог позволить себе начать все с нуля. После неудачи советской лунной программы Роскосмос и "Энергия", занимающаяся производством ракет, продолжили разрабатывать надежную и относительно недорогую серию ракет-носителей, которые исправно служили им следующие несколько десятилетий. "Протон" - тяжелая ракета-носитель, во многом напоминающая "Сатурн-5" - это, вероятно, самая успешная до настоящего времени ракета. С 1965 года Россия осуществила 324 запуска. "Российские системы запуска простые, как часы, и работают они как часы", - говорит Виктор Савиных, редактор журнала "Российский космос" и ректор Московского государственного университета геодезии и картографии.

Не удивительно, что российские ракеты-носители пользуются большим спросом на мировом рынке. За последний год Россия подняла цены на пусковые услуги более чем на 40% - до 90 млн долларов. Помимо Европы Роскосмос ведет переговоры о возможном сотрудничестве с Китаем, который относительно недавно занялся пилотируемой космонавтикой. России придется договариваться осторожно, чтобы Китай не скопировал важные технологии, однако сам факт данных переговоров дает России рычаг для воздействия на NASA. "Китайцы до сих пор отстают от нас примерно на 30 лет, но их космическая программа очень быстро развивается, - рассказывает Анатолий Перминов, глава Роскосмоса. - Они быстро нас догоняют".

Китайский космический аппарат "Шэньчжоу", на котором совершил орбитальный полет первый китайский астронавт, а затем были проведены еще два полета в 2005 году, весьма напоминает российский проект "Союз". Этому есть веская причина: Китай купил основную технологию у России по соглашению о стратегическом сотрудничестве 1991 года. Китай также намерен запустить космическую станцию и осуществить посадку автоматического зонда на Луну к 2010 году. "Мы готовы завоевывать Луну вместе с американцами, но лишь на равных условиях, - говорит Панарин. - Для нас это единственная приемлемая форма сотрудничества".

Покойный председатель КНР Мао Цзэдун сетовал в 1957 году - тогда СССР запустил в космос первый спутник - что Китай настолько неразвит, что не может запустить в космос даже картофелину. На сегодняшний день Пекин осуществил запуск почти 100 спутников. Согласно амбициозному плану по исследованию Луны, реализация которого начнется в апреле, Китай намерен поместить на лунную орбиту автоматический спутник, который будет изучать ландшафт и геофизику планеты. К 2010 году Пекин планирует отправить на Луну автоматический вездеход, а затем туда будет направлен аппарат для сбора лунных образцов и возвращения на Землю - это произойдет к 2020 году. В нынешнем году Китай запустит на орбиту трех астронавтов, а к 2008 году планирует совершить первый выход в открытый космос. Когда эти подготовительные миссии будут выполнены, Пекин надеется отправить астронавтов на Луну.

Сейчас в Аэрокосмическом городе - это объект с ограниченным доступом к северу от Пекина - царит нетерпеливое ожидание. На обширной огороженной территории расположены командный центр китайских пилотируемых запусков, а также центр по подготовке космонавтов, жилые здания и сияющий яркими огнями выставочный зал. Два огромных красных транспаранта по бокам от входа в командный центр призывают сотрудников "выполнить задачу исследования Луны и добавить новую блистательную страницу в историю авиационно-космической техники". По обе стороны от здания видны строящиеся новые сооружения. Внутри, напротив четырех гигантских экранов расположены четыре длинных ряда компьютерных терминалов. Чтобы здесь могли присутствовать высокопоставленные члены ЦК Компартии Китая, был добавлен пятый ряд кресел. Как ожидается, руководство партии будет присутствовать на открытии китайской космической программы. Рядом, в выставочном зале, лунной теме уделено важное место. Самый солидный экран показывает три фазы космической программы, стоимость которой оценивается в 170 млн долларов: анимированное видео спутника на лунной орбите, китайского лунохода и процесса собирания камней другим луноходом для отправки их на Землю.

Главная цель Китая и России - энергия. Спрос на нее в обозримом будущем возрастет, и ведущие китайские инженеры стремятся отыскать альтернативные ее источники. Один из вариантов - гелий-3, изотоп гелия, редко встречающийся на Земле, однако в изобилии имеющийся на Луне. По мнению ученых, гелий-3 может стать чистым источником термоядерной энергии - его использование не будет приводить к загрязнению и появлению радиоактивных отходов. Многие годы ученые обсуждали планы по добыче гелия-3 на Луне и доставке его на Землю грузовыми кораблями для использования в реакторах, однако до сих пор никто не набрался смелости для осуществления этих планов. Теперь, возможно, китайцы и русские перешли эту черту.

Техническое превосходство NASA все еще значительно, но не столь велико, как раньше. Первой ошибкой было то, что программа "Аполлон" с использованием ракеты "Сатурн-5" рассматривалась разве что как необходимый шаг, чтобы победить русских на Луне. Вместо нее инженеры NASA ухватились за технологический идеал крылатого корабля, который мог бы взлетать и садиться как самолет, но при этом действовать в вакууме и открытом космосе. К тому времени, когда эта концепция преодолела бюрократические препоны NASA и ВВС, она уже многое утратила. В результате шаттл был построен так, что он не способен подниматься с взлетной полосы - вместо этого его запускают, прикрепив к ракете-носителю, которая использует два твердотопливных ускорителя. Как показал инцидент с шаттлом Columbia, этот способ крепления был фатальной инженерной ошибкой - он делает шаттл уязвимым для кусков изоляционной пены из ракеты-носителя во время старта. Шаттл, каждый запуск которого обходится в полмиллиарда долларов, не сделал полеты в космос дешевле. "NASA крайне плохо поработало над технологией запуска, - считает Билл Суитман, космический эксперт журнала Jane's Defence Weekly. - Шаттл был опасной тратой денег начиная с 1990-х, и США не хватило воли, чтобы изменить этот подход". NASA до сих пор пожинает плоды решения отказаться от использования "Сатурна-5".

Крайне дорогая и проблемная Международная космическая станция была в своем роде продолжением ошибок NASA. Разработанная так, чтобы использовать преимущества шаттла, станция оказалась безумно дорогой - 200 млрд долларов, и цена ее продолжает расти даже после того, как ее характеристики были снижены и уменьшился состав экипажа. Если бы NASA продолжило использовать "Сатурн-5" и оставило шаттл в проекте, быть может, управлению удалось бы создать рентабельную космическую станцию. "Ее можно было построить, используя технологии "Аполлона", - говорит Джон Логсдон, специалист по космической политике из Университета Джорджа Вашингтона, - и это было бы намного лучше". Спустя тридцать лет нет ничего лучше небольшой конкуренции, чтобы заставить задуматься об этом.

Источник: Newsweek


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru