Los Angeles Times | 29 января 2008 г.
На горизонте маячит новое пришествие холодной войны
Пол Рихтер
Хотя Соединенные Штаты стараются преуменьшить напряженность, некоторые наблюдатели утверждают: Россия отчасти считает роль врага выгодной
Усиливающиеся трения между США и Россией по вопросу Ирана - лишь один из элементов все более непростых взаимоотношений, которые, на взгляд многих дипломатов и экспертов, максимально ухудшились за весь период с окончания холодной войны и чреваты дальнейшим обострением.
В публичных заявлениях официальные лица США преуменьшают факт роста напряженности, однако целая серия конфликтов натолкнула некоторых представителей администрации Буша на вывод, что Россия по своим внутриполитическим и геополитическим причинам сейчас чувствует себя комфортнее, если видит в США врага, а не союзника.
Правительство президента России Владимира Путина, разбогатевшее на нефтедолларах и проводящее все более агрессивную внешнюю политику, только за последние несколько месяцев бросило вызов администрации Буша по широкому спектру вопросов. В то время как руководство США крайне нуждается в помощи России на Ближнем Востоке и во всех других регионах, Москва взбрыкивает перед Вашингтоном по вопросам Ирана, Косово, противоракетной обороны, расширения НАТО, договоров о вооружениях и государственного управления в ее собственной стране.
Ядовитая фразеология, которой перестреливаются обе страны, наверняка станет еще более громогласной; кроме того, как опасаются некоторые иностранные дипломаты, в таких местах, как Косово и Грузия, конфликт интересов может привести к вспышкам насилия.
"Отношения неуклонно катятся под откос", - сказал Майкл Макфол, профессор политологии Стэнфордского университета, специалист по постсоветским государствам. Момент наилучших взаимоотношений пришелся на период непосредственно после терактов 11 сентября, но "теперь отношения максимально ухудшились за последние 20 лет".
Взять иранский вопрос: на встрече в Берлине на прошлой неделе российская сторона воспротивилась попыткам США наложить на Тегеран новые жесткие санкции, вынудив администрацию Буша удовлетвориться намного меньшим, чем ее первоначальные устремления.
Лейтмотивом этой встречи была борьба между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем Кондолизой Райс, которая является специалистом по советской и российской политике. "Дело не всегда шло совсем гладко", - сказал после встречи министр иностранных дел Германии, характеризуя эти бурные заседания с присущей дипломатам сдержанностью.
За нарастающими трениями стоит метаморфоза, произошедшая с Россией за последние несколько лет: когда-то она стремилась к полной интеграции с Западом, а теперь стремится сделаться независимым центром власти, который в силах служить противовесом чрезмерному (на взгляд российской стороны) влиянию США. Российское руководство делает ставку на то, что выступления против непопулярной администрации Буша укрепят его позицию внутри страны, а заодно помогут России добиться статуса лидера за границей.
По словам источников в администрации Буша, российское руководство полагает, что в начале 1990-х США эксплуатировали слабое положение России после холодной войны.
Россияне считают: "Мы были слабы, и нас ударили ножом в спину, нас предали. Но теперь мы снова на коне - и мы сильны", - сказал некий высокопоставленный представитель администрации США, пожелавший остаться анонимным, так как он высказывает неофициальную оценку ситуации.
"Складывается впечатление, что они с упоением ссорятся с нами, обвиняя нас в разных разностях, - сказал источник в администрации. - Им нравится, что у них есть враг".
По мнению многих россиян, позиция США в мире с годами изменилась к худшему и теперь требует иной реакции.
"Сейчас Америка напоминает мне человека, который входит в бар с револьвером в руке и говорит: "Смотрите у меня, будьте толерантны, а то застрелю на месте", - сказал Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации. - Любой признак инакомыслия они воспринимают как агрессию против них самих".
Обе стороны сравнивали друг друга (как минимум, обиняками) с нацистской Германией.
Жалобы, что Запад извлек выгоду из слабости России, напоминают об обидах, "имеющих мрачные традиции в XX веке", сказал вышеупомянутый высокопоставленный источник в администрации Буша, подразумевая обвинения, которые выдвигали нацисты, чтобы заручиться поддержкой в собственной стране.
Путин сформулировал жесткий курс в феврале прошлого года в Мюнхене (Германия), когда, не упомянув о Соединенных Штатах впрямую, посетовал, что некоторые страны пытаются расширить свою власть в мире подобно нацистам накануне Второй мировой войны.
В публичных заявлениях верхушка администрации старается завуалировать свои конфликты с Россией, утверждая, что США не воспринимают Россию как врага, и отмечая, что стороны успешно сотрудничают по таким вопросам, как борьба с терроризмом и разработки ядерного оружия Северной Кореей.
Эти лица не принимают всерьез новый диспут экспертов по внешней политике "Кто потерял Россию?", который он воскрешает в памяти споры середины XX века "Кто потерял Китай?".
"Недавние разговоры о новой холодной войне - это гиперболизированная чушь", - уверяла Райс в прошлую среду в речи на Всемирном экономическом Форуме в швейцарском Давосе.
"Мы не определяем себя в пику России, - сказал в интервью Дэниэл Фрид, заместитель госсекретаря по делам Европы. - Мы русским не враг. Мы не стремимся их ослабить".
Но трения определенно сделались заметными.
В декабре Россия начала поставки ядерного топлива в Иран для реактора в Бушере, вопреки возражениям США. Кроме того, Россия и Китай вынудили отсрочить и смягчить новый пакет санкций ООН в отношении Ирана, предложенный Вашингтоном.
Коснемся еще одного вопроса. Россия выступает в ООН против предложения предоставить независимость сербской провинции Косово. Руководство США выражает одобрение идее отделения Косово, но Россия поддерживает Сербию. Этот шаг России, опасаются многие аналитики, может поощрить Белград к началу боевых действий, если в феврале, как ожидается, Косово провозгласит независимость.
Российские официальные лица намекают: если США публично поддержат независимое Косово, Россия в ответ объявит, что ратует за независимость самопровозглашенной республики Абхазия в пику Грузии, союзницы США. Подобный шаг может вылиться в вооруженную конфронтацию между Грузией и Абхазией - регионом, где размещены российские военнослужащие-миротворцы.
Кроме того, российское правительство пригрозило принять ответные меры против Польши и Чехии, если те будут участвовать в строительстве противоракетного щита США в Восточной Европе. В условиях этого нажима новое правительство Польши пересматривает свое отношение к этому проекту.
В прошлом году Россия "приостановила" выполнение Договора об Обычных вооруженных силах в Европе - пакта времен холодной войны, направленного на ограничение концентрации обычных вооруженных сил в приграничных регионах. Этот шаг посеял сомнения, будет ли Москва выполнять другие договоры о контроле вооружений.
Совсем недавно Россия назначила своим постоянным представителем при НАТО ярого националиста Дмитрия Рогозина, который полагает, что западная коалиция больше не имеет легитимного предназначения. Этот шаг был воспринят как знак того, что Россия намеревается еще более жестко противостоять расширению Северо-Атлантического альянса, которое Москва воспринимает как угрозу.
Российские аналитики признают, что правительство Путина пытается использовать антиамериканизм в политических целях.
"Использовать антизападные и антиамериканские настроения, декларируя их в качестве своей политической позиции, - это относительно простой способ снискать популярность, - говорит Александр Коновалов, президент московского Института стратегических оценок. - Но если бы общественность не склонялась к антиамериканизму, Путин никогда бы не произнес речь типа той, с которой он выступил в Германии".
Российские аналитики утверждают, что Соединенные Штаты несут как минимум не меньшую ответственность за ухудшение отношений. На их взгляд, стороны часто ссорятся из-за недостатков внешней политики США.
К примеру, в отношении Косово среди россиян широко распространено мнение, что Америка недооценивает весь масштаб дестабилизации, которую вызовет в Европе провозглашение независимости края. Многие россияне также опасаются, что жесткий подход США к Ирану только усугубляет положение.
Еще важнее то, что Россия крайне болезненно воспринимает участие США в жизни бывших республик СССР, например Грузии, не говоря уже о плане размещения системы ПРО. Аналитики и официальные лица говорят, что россияне уже долгое время чувствуют, что былые противники взяли их в кольцо.
"Если бы Россия проделывала то же самое в странах, которые граничат с США, - говорит Делягин, - наверно, Соединенные Штаты вообще объявили бы нам войну".
Макфол отметил, что Россия, в отличие от своего предшественника Советского Союза, не способна помешать Соединенным Штатам достигнуть их целей по обеспечению национальной безопасности во многих регионах. По большей части она может только "вредничать", то есть сильно усложнять достижение целей, сказал Макфол.
Но изредка России удается сорвать планы США. В 2005 году Россия успешно надавила на правительство Узбекистана, чтобы оно закрыло американскую авиабазу, которая использовалась для снабжения контингента в Афганистане. США "были глубоко заинтересованы в этой базе в стратегическом плане, а теперь у нас ее нет", пояснил Макфол.
Консервативная часть администрации Буша периодически ратует за более жесткий курс в отношении России. В 2006 году вице-президент Дик Чейни, выступая в Вильнюсе (Литва), обвинил Россию в откате от демократии и использовании энергетических ресурсов как рычага несправедливого давления на соседние страны.
По словам Макфола, эта речь была задумана как знаковое выступление, призванное приструнить не только российскую сторону, но и более умеренных соперников Чейни в администрации Буша. Однако, заметил Макфол, политика администрации в отношении России так и не была пересмотрена.
Администрация Буша "могла бы вести себя намного более воинственно, но она из кожи вон лезет, чтобы смягчить риторику", считает Чарльз Купчан, директор программы исследований Европы в Совете по международным отношениям США, в прошлом сотрудник аппарата Совета национальной безопасности при администрации Клинтона.
Тем не менее, говорят источники в администрации США, американцы и в дальнейшем будут открыто высказываться по определенным вопросам, например о правах человека и демократии в России, даже ценой дальнейшего обострения отношений. Они также будут остро реагировать на все попытки Москвы усиливать ее влияние на сопредельные страны, в том числе Грузию и Украину.
Вышеупомянутый высокопоставленный источник в администрации сказал, что российская сторона стремится к тому, "что они бы назвали отношениями на основе большего равенства, а я назову требованиями, чтобы Соединенные Штаты смирились с российской сферой влияния на страны, которые являются независимыми государствами. А мы на такое не пойдем".
По его словам, если Москва начинает чувствовать, что она упустила свой шанс полностью интегрироваться с Западом, "это их вина, а не наша".
Материал подготовлен при участии Меган Стэк
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях