Le Nouvel Observateur | 29 января 2010 г.
Сталин Дюгена
Жером Гарсен
Осень 1952 года. Сталину 73 года. Он болен, не может спать, к нему невозможно попасть. Жить ему остается всего 6 месяцев. "Отец народов" повсюду видит врагов. Он придумывает "дело врачей", чтобы избавиться от медиков-евреев. Уролог Анна, владеющая гипнозом, становится его врачом и узницей. Потрясающая драма за закрытыми дверями, показывающая агонию тирана, - таков первый фильм писателя Марка Дюгена, снятый им по своему роману "Обыкновенная казнь". Интервью с писателем и режиссером публикует Le Nouvel Observateur.
Марк Дюген экранизировал только первую часть романа, где он рассказывает историю крушения Сталина. Вторая часть, посвященная Путину и гибели подлодки "Курск", осталась за кадром. "Я бы с радостью снял фильм по всей книге, но для этого пришлось бы резко сокращать книгу, и не думаю, что мне удалось бы собрать от своего имени средства, необходимые на полную экранизацию. Первая часть со Сталиным за закрытыми дверями мне показалась более приемлемой для первого опыта", - признался Дюген в беседе с журналистом Жеромом Гарсеном.
Француз, родившийся в Сенегале, Дюген "всегда испытывал антропологическое влечение к этой огромной стране, такой близкой к нам и одновременно так отличающейся в своем подходе, например, к человеческой жизни". "Россия - это место действия одной из двух величайших трагедий прошлого века. Первая трагедия - нацизм. Вторая - коммунизм: мощное коллективное устремление, натолкнувшееся на банду убийц, во многих странах превративших социально-политическое христианство в плановую бойню, - говорит он. - И когда мы поверили, что этот мрачный период позади, начинается другой, период дикого капитализма".
Дюген рассказал, что отталкивался от реальных событий - "дела врачей", ставшего предлогом для начала антисемитской кампании. Женщина-врач, владеющая гипнозом, - "вымышленный персонаж, который позволил мне показать Сталина изнутри и подступиться к тому, что меня больше всего интересует в правителях, - их психопатологии", приводит его слова издание.
Под грубыми манерами Сталина скрывались, по мнению Дюгена, "ум и культура, намного превышающие средний уровень". "Но он был испорченным человеком. В детстве его бил буйный отец-алкоголик. Став взрослым, он не мог отличить добро от зла. Он извлек из этого политическую выгоду и провозгласил себя красным царем в идеологической системе, которую он воспринимал через призму Ивана Грозного. Нам известны катастрофические последствия этого тоталитарного уклона: на сталинизме лежит ответственность за отсутствие альтернативы системе, в которой мы сегодня живем", - убежден Дюген.
Роль Сталина в фильме исполнил известный французский актер Андре Дюссолье. Съемки кремлевских интерьеров проходили во французской студии, а уличных эпизодов - в Москве. И хотя в конце фильма в кадре на мгновение появляется Владимир Путин, Дюген сказал корреспонденту издания, что сам он не собирается экранизировать вторую часть "Обыкновенной казни".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях