The Wall Street Journal | 29 июля 2005 г.
Кавказ охватывают беспорядки
Алан Каллинсон
Спустя почти год после того, как кровавая драма с заложниками в школе Беслана заставила Кремль в очередной раз пообещать искоренить терроризм, смертоносная волна насилия поднимается на российском Кавказе.
Стрельба, взрывы и атаки исламистских сепаратистских группировок заставили президента Владимира Путина в июле совершить незапланированный визит в регион. Представитель Путина на Кавказе Дмитрий Козак, перед которым стоит задача урегулировать проблемы региона после Беслана, предупредил своего босса в докладе, просочившемся в газету "Московский комсомолец", что проблемы достигли "критического уровня" и могут выйти из-под контроля.
В аппарате Козака подтвердили подлинность отчета, попавшего в газету. Кремль отказался от комментариев и переадресовал вопросы по докладу его автору Козаку. При Путине политические разногласия в Кремле улаживают келейно, и утечка отчета воспринимается как признак раскола и озабоченности развитием событий на Кавказе.
Пламя, вновь вспыхнувшее в преимущественно мусульманском регионе, может означать серьезные проблемы для Путина, популярность которого поднималась и падала в зависимости от борьбы с исламскими мятежниками. Всплеск насилия питает опасения, что террор может распространиться на остальную Россию, где в этом году наступило затишье после дерзких терактов 2004 года. Неудачи в ходе конфликта отражаются на всей стране: после прошлогоднего захвата террористами школы в Беслане, в результате которого погибло 330 человек, Путин отменил региональные выборы по всей России.
Кавказ, представляющий собой лоскутное одеяло этнических республик на стратегическом южном фланге России, уже не первый век является источником напряженности. С начала 1990-х годов война с сепаратистами в Чечне унесла десятки тысяч жизней. Сейчас нестабильность распространяется в первую очередь на Дагестан - самую большую и этнически неоднородную республику региона.
В среду в перестрелке погиб армейский полковник, а двое солдат были убиты в результате минометного обстрела в Дагестане. В четверг милиция ликвидировала трех предполагаемых боевиков. Это последние жертвы в цепочке насилия, направленного в основном против представителей власти и военнослужащих. В первом полугодии нынешнего года в Дагестане совершено более 70 терактов, вдвое больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в работе исследователя Российской академии наук.
Ухудшение ситуации может заставить Путина прибегнуть к жестоким методам, из-за которых от него уже отдалились мировые лидеры. Пока президент России ответил на недавние теракты обещаниями удвоить усилия, направленные на борьбу с мятежниками, которых, по его словам, обучают и финансируют исламские радикалы из-за границы. На прошлой неделе, когда машина, начиненная взрывчаткой, унесла жизни 14 человек в Чечне, Путин приказал ускорить укрепление южной границы России, чтобы отрезать боевиков от финансирования и подкрепления.
Волна насилия подрывает попытки Кремля показать, что регион возвращается к мирной жизни через три года после того, как Путин объявил об окончании военной операции в Чечне. Так, из соображений безопасности власти отменили рок-фестиваль, запланированный в республике на июль.
Растущая озабоченность Кремля событиями в регионе очевидна. Во время неожиданной июльской поездки в Дагестан Путин упрекнул местных командиров за то, что они посылают неопытных солдат воевать с мятежниками, и выразил недовольство тем, что федеральная помощь как будто не поступает в регион.
Но некоторые советники Путина полагают, что жестокость в Чечне могла породить больше проблем, чем решений. В июне российские спецслужбы устроили рейд в глухом чеченском селе, арестовали мужчин, способных держать в руках оружие, и сожгли дотла не менее четырех домов. Жители бежали из своих домов, Козак примчался в район с обещаниями провести расследование. Прокуратура возбудила уголовное дело против одного из офицеров. Власти до сих пор не могут найти 11 мужчин, арестованных во время налета. Местные жители думают, что их убили и сожгли в домах.
Козак, изъездивший весь регион, в своем отчете заявил, что местные проблемы выходят из-под контроля. Он отметил, что коррупция местных властей и застарелая межнациональная рознь подрывают авторитет правительства и создают почву для мятежа.
В докладе отмечается, что нерешенные социально-экономические и политические проблемы достигли критического уровня. Жестокое применение силы может привести к неконтролируемому развитию событий, результатом чего станут социальные, этнические и религиозные конфликты. Отчет содержит предупреждение, что в горах Дагестана может возникнуть исламское государство.
Аналитик московского Центра Карнеги Лилия Шевцова заявила, что утечка доклада Козака свидетельствует о том, насколько некоторые представители российских властей озабочены ситуацией на Кавказе. "Это вопль отчаяния, - сказала Шевцова. - Смысл в том, что ситуация стала катастрофической".
Исламисты в Дагестане развернули кампанию убийств милиционеров и чиновников правительства прокремлевского лидера республики Магомедали Магомедова. В июле 10 военнослужащих внутренних войск погибли при взрыве в Махачкале; в этом году были убиты заместитель министра внутренних дел и министр информации Дагестана.
Однако аналитики утверждают, что Кремль боится наращивать применение силы, так как это может рассердить местных руководителей, от которых он ожидает борьбы с исламистскими движениями. Два года назад Кремль поддержал нового лидера преимущественно мусульманской Ингушетии, что привело к катастрофическим результатам: некоторые элементы в правоохранительных органах пошли на сотрудничество с мятежниками, в прошлом году в ходе дерзкого налета захватившими оружие и боеприпасы и убившими десятки милиционеров и чиновников. Это оружие использовалось, в частности, при захвате школы в Беслане.
В предыдущие годы Дагестан был опорой для Кремля, ведущего войну в Чечне. В 1999 году, когда чеченские боевики вторглись в республику, местные лидеры организовали ополчение, чтобы помочь вытеснить мятежников в Чечню. Но сегодня власти Дагестана не способны подавить мятежное движение, и ходят слухи, что Москва может заменить Магомедова, который пришел к власти в 1991 году и остается на своем посту, несмотря на недовольство местных этнических групп. В июне Козак прилетел в Дагестан, и ожидалось, что он назначит преемника Магомедова.
Но Козак объявил, что приехал помочь Магомедову организовать празднование его 75-летия. В тот же день Кремль объявил о награждении Магомедова орденом "За заслуги перед Отечеством" первой степени, кавалерами которого являются бывший президент Борис Ельцин и другие высокие сановники.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях