Der Spiegel | 29 июля 2014 г.
Что означает решение третейского суда по делу ЮКОСа
Штефан Шультц
"Дело ЮКОСа имеет все составляющие экономического детектива: в 2003 году нефтяной концерн, принадлежащий оппоненту Кремля Михаилу Ходорковскому, прекращает свое существование из-за проблем с налогами. Его глава на десять лет попадает в один из сибирских лагерей. В результате не особо прозрачного судебного процесса ЮКОС достается главе другого нефтяного концерна "Роснефть" и верному соратнику президента Путина Игорю Сечину. Таким образом Путин одним махом берет под свой контроль огромные запасы природных ископаемых и получает возможность использовать их в дальнейшем в качестве средства политического давления", - пишет обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Штефан Шультц. Однако пострадавшие "не перестают бороться и обращаются в третейский суд в Гааге, который в понедельник встает на их сторону". Суд признал, что Россия целенаправленно обанкротила ЮКОС, поэтому Кремль обязан выплатить Group Menatep Limited, которой, преимущественно, и принадлежал нефтяной концерн, 51,6 млрд долларов.
По словам главного экономиста финансовой группы "БКС" Владимира Тихомирова, "51,6 млрд долларов - это практически девятая часть российского бюджета. Кремлю было бы тяжело выплатить эту сумму даже в нормальные времена, а решение суда в Гааге пришлось как раз на самый разгар конфликта на Украине, когда против России вводят международные санкции, а отток капитала увеличивает риск рецессии".
Россия обязана начать выплату компенсаций до 15 января 2015 года, для этого у нее есть необходимые резервы. На данный момент ее международные резервы в наличных средствах составляют 175 млрд долларов, однако российское руководство, продолжает Шультц, "не собирается платить". Российский Минфин и МИД России, как говорится далее, уже сообщили о том, что оспорят это решение.
Тем не менее, если Россия потерпит поражение в других процессах и, несмотря на это, не начнет осуществлять выплаты, истцы могут начать арест российского имущества за рубежом. Эксперты считают такой сценарий крайне опасным, поскольку он обладает потенциалом "политическо-экономической бомбы". В этом случае русские, в свою очередь, могут, ссылаясь на нарушения налогового или экологического законодательства, начать конфисковывать имущество западных компаний.
"Дойдет ли до этого, пока неизвестно. Но уже сейчас решение суда усугубляет политический климат между Россией и Западом", - подытоживает Шультц. Сторонники жесткого курса пользуются им для подогревания антизападных настроений в российском обществе. Как заявил вице-президент нефтяной компании "Роснефть" Михаил Леонтьев, решение третейского суда в Гааге - это "часть политических санкций".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях