Le Monde | 29 июня 2001 г.
Кремль перекрыл кислород президентской комиссии по помилованиям
Франсуа Бонне
С момента своего появления в 1992 году, комиссия по помилованиям выполняла функции аварийного клапана в чрезмерно перенаселенной пенитенциарной системе. В настоящее время над комиссией нависла угроза со стороны Кремля. Куратор комиссии, которого недавно назначил российский президент, считает что комиссия выносит слишком много решений о помиловании. В течение почти 10 лет этот институт являлся одним из немногих независимых наблюдателей за деятельностью судебных органов и тюрем в России.
?Мы - островок в бушующем океане зла?. 69-летний Анатолий Приставкин не может повлиять на ход событий. Комиссия при президенте по помилованиям, которую он возглавлял в течение почти 10 лет, пребывает в состоянии агонии. ФСБ, прокуратура, министерства внутренних дел и юстиции почти добились своей цели: упразднить этот орган, несовместимый с репрессивной российской бюрократической системой. ?Мы находимся в состоянии клинической смерти?, - говорит Приставкин.
С начала нынешнего года Владимир Путин прекратил подписывать просьбы о помиловании, передававшиеся на его рассмотрение президентской комиссией. Между тем, в 2000 году президент вынес 12 500 решений о помиловании, следуя традиции, установленной Борисом Ельциным: он выступал за то, чтобы все решения о помиловании, принимавшиеся комиссией, подписывал сам президент. В настоящее время блокированы 4 тысячи обращений о помиловании. ?Четыре тысячи жизней, четыре тысячи заключенных, находящихся в ужасающих условиях, их судьбы оказались в подвешенном состоянии?, - подчеркивает Приставкин.
Эта комиссия была единственным аварийным клапаном юридической машины, занимающей первое место в мире по числу заключенных: один миллион человек. ?Представьте себе, 20% взрослого мужского населения этой страны прошло через тюрьмы!?, - говорит Приставкин. Анатолий Приставкин был назначен на эту должность Борисом Ельциным по рекомендации диссидента и правозащитника Сергея Ковалева в январе 1992 года. Приставкин с большим нежеланием согласился выполнять эту миссию, которой, в конечном итоге, он посвятил 10 лет своей жизни. ?Несомненно, в этих тысячах дел я увидел часть моего прошлого?, - говорит он. Уличный мальчишка, беспризорник, прошедший через исправительные колонии, Приставкин нашел спасение в писательском труде. Его работа в комиссии по помилованиям лишь способствовала дальнейшему расцвету его писательского таланта. В 1987 годы вышла в свет его книга ?Ночевала тучка золотая?, принесшая автору огромный успех. Впервые в этом произведении рассказывалось о сталинских репрессиях и депортации чеченского народа. Являясь решительным противником бюрократии, Приставкин создал комиссию, в которую вошли 16 человек: поэты, писатели, многие из которых в прошлом были диссидентами, православный священник, директор театра, философ и несколько известных юристов.
Новый куратор
?Мы не пересматриваем итоги процессов, помилование - это не юридический акт, это моральное, этическое решение?, - говорил он, обосновывая подобный состав комиссии. ?Кроме того, нужны были неподкупные люди, готовые работать бесплатно?. Каждый вторник члены комиссии собирались неподалеку от Кремля, в зале, украшенном детскими рисунками. Они рассматривали от 200 до 250 дел. Затем проходило голосование. Если возникали разногласия, рассмотрение дела переносилось на более поздний срок.
?Не было каких-то особых критериев, был единый подход: принять единодушное решение по каждому осужденному, облегчить судьбы. Кроме того, каждый член комиссии действовал, исходя из своих убеждений, я, например, никогда не выступал за помилование тех, кто убивал детей?, - говорит писатель. Со дня своего основания комиссия помиловала 55 тысяч осужденных, из которых 700 были приговорены к смертной казни. По инициативе этой комиссии в 1999 году был объявлен мораторий на смертную казнь. Она была одним из немногих независимых наблюдателей за деятельности российских судебных органов и тюрем.
По мнению Анатолия Приставкина, все эти дела являются отражением повседневной нищенской и страшной жизни. ?Алкоголь - беда всей страны, 80% всех рассматриваемых нами дел связаны с алкоголизмом: люди пьют, пьют и убивают друг друга. Одна женщина и ее дочь убили мужа и отца, пьяницу, который избивал их на протяжении 10 лет. Должны ли они провести свою жизнь в тюрьме?? О судьях: ?Вся система нацелена на вынесение решения о тюремном заключении, не говоря уже о признаниях, выбитых под пытками, издевательствами и избиениями в местах предварительного заключения. Невообразимое насилие царит повсюду, от кабинета следователя до тюремной камеры?. Приставкин мог бы привести тысячи примеров. Одну женщину осудили на 10 лет лагерей за то, что она украла 10 литров молока; молодого человека приговорили к 7 годам тюрьмы за употребление наркотиков, ?все эти мальчишки, прошедшие через афганскую и чеченскую войны, ставшие наркоманами, алкоголиками?.
В течение шести месяцев, в комиссии накапливаются новые дела. Бюрократическая машина берет реванш. Один из членов президентской администрации был назначен куратором этой комиссии: Виктор Иванов, бывший руководитель ФСБ по Санкт-Петербургу. По его мнению, было вынесено слишком много решений о помиловании, кроме того, комиссия не подчиняется никаким законам. ?Доступ к президенту Путину блокирован, я не имею возможности с ним встретиться, - рассказывает Приставкин.- Известные приемы, нас просто потопят, заменят судьями. Или же комиссия просто исчезнет в результате очередной административной реорганизации?. Приставкин проинформировал о сложившейся ситуации Совет Европы и многие западные дипломатические представительства. Кремль ни словом не обмолвился о 4 тысячах нерассмотренных просьбах о помиловании.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях