Panorama | 29 июня 2004 г.
Каддафи как Саддам?
Марко Виченцино
Наследный принц Саудовской Аравии регент Абдалла - под прицелом убийц, завербованных Каддафи.
Если ливийский полковник все же попытается убить саудовского регента, то совершит самую большую ошибку в своей жизни. Этого в Вашингтоне, да и в ООН, уже ждут много лет.
В 2003 году ливийский лидер Муаммар Каддафи публично осуждал терроризм и вел с ООН переговоры по отмене санкций, но одновременно с этим готовил убийство наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы, который де-факто правит страной после того, как король Фахд перенес апоплексический удар.
Эти обвинения поступили от двух различных источников: полковника Мухаммеда Исмаела, офицера ливийской разведки, арестованного в Саудовской Аравии, и Абдуррахмана Аламуди, американского гражданина, исповедующего ислам, содержащегося под стражей в США. Последний подтвердил, что весной-летом 2003 года он встречался с Каддафи и обсуждал с ним план устранения Абдаллы.
Можно предположить, что Исмаель и Аламуди установили контакты с саудовскими диссидентами в Лондоне, чтобы найти киллера в Саудовской Аравии. В августе прошлого года Аламуди был арестован британской полицией, когда пытался воспользоваться рейсом из Лондона в Сирию: он имел при себе 340 тысяч долларов.
В настоящее время американцы обвиняют его в совершении более 30 преступлений, он ведет переговоры с правосудием, чтобы избежать пожизненного заключения. Исмаель подозревается в том, что в конце 2003 года в Мекке он пытался передать миллион долларов четырем саудовцам, которые должны были убить принца-регента. Ливийский агент был арестован в Египте и переправлен в Саудовскую Аравию, а четверо его сообщников были арестованы в момент получения денег.
Правительство Эр-Рияда пока избегало официальных обвинений, в то время как ливийское правительство отрицает любые обвинения. Вашингтон проводит расследование и пока не вычеркнул Ливию из подготовленного Госдепартаментом списка стран, оказывающих помощь терроризму.
При наличии четких и неопровержимых доказательств того, что полковник Каддафи планировал убийство принца Абдаллы, Совет Безопасности ООН будет вынужден возобновить экономические санкции против Ливии, снятые в сентябре прошлого года. Зачем же Каддафи, в таком случае, планировал убийство наследного саудовского принца после стольких лет переговоров по обретению международного признания?
Ливия пережила последствия экономической и дипломатической изоляции. Устранение наследного принца выглядит нелогичным, если принять во внимание, что именно принц Бандар, саудовский посол в Соединенных Штатах, руководил дипломатическим процессом, в ходе которого он объединил переговорщиков от США и Великобритании, с одной стороны, и Ливии - с другой. К чему рисковать возвратом к положению парии?
Сложности в отношениях между Каддафи и саудовцами возникли десятки лет назад. Полковник чувствует себя революционером, он давно известен как лидер, поддерживающий экстремистские и террористические движения по всему миру.
Саудовцы, хранители самых главных святынь ислама, пользуются большим уважением в мусульманском мире. Каддафи, который относится к саудовскому режиму как старому и коррумпированному, завидует его статусу, который оказался препятствием на пути поиска его собственной значимости в арабском мире. По этой причине он на протяжении многих лет пытается завербовать киллеров, готовых убить членов саудовской королевской семьи.
Каддафи всегда ставил в тупик аналитиков, демонстрируя странную смесь рациональности и расчета, иррациональности и непредсказуемости. В своем постоянном поиске власти он пробовал себя в разных ролях. Сначала он пытался быть рупором панарабизма. Затем он хотел играть роль посредника в Африке. Теперь, не достигнув никаких значительных результатов, он решил сблизиться с Соединенными Штатами и из союзниками, в надежде получить экономические дивиденды.
Некоторые сравнивают его с Саддамом Хусейном. Однако Каддафи оказался более опытным и более осмотрительным, чем бывший иракский лидер, который допустил просчеты как в ходе войны против Ирана, так и против Кувейта, и недооценил намерения США нанести удар по Ираку. Каддафи неоднократно до предела перегибал палку. Достаточно вспомнить теракт в ночном клубе Берлина в 1986 году, когда погибли два американца (президент Рейган отдал приказ нанести удары с воздуха по Ливии), и бомбы на борту Pan Am 103 в 1988 году и на борту Uta 772 в сентябре 1989 года. Но после более чем десятилетия тяжелых санкций полковник твердо стоит у руля власти.
Неопровержимые доказательства причастности Каддафи к плану убийства принца Абдаллы станут для ООН прекрасным поводом подтвердить свою решимость и авторитет после поражения в Ираке, возобновив санкции против Ливии.
По словам некоторых сторонников смены режима в Ливии, повторное введение санкций может предоставить идеальную возможность для смещения Каддафи. В конце концов неудавшийся иракский план по физическому устранению президента Джорджа Буша во время его визита в Кувейт представлялся как один из аргументов, оправдывавших интервенцию в Ирак. Вместе с тем отсутствие международной поддержки (в частности, со стороны Саудовской Аравии) не позволяет надеяться на смену режима в ближайшем будущем.
Чтобы быть эффективными, санкции должны быть приняты Советом Безопасности единогласно, они должны соблюдаться всеми членами ООН, в особенности ведущими экономическими державами. В конечном счете санкции ООН эффективны в той мере, в какой это позволяют члены мирового сообщества.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях