The Times | 29 июня 2004 г.
В Японии ворошат старые кости в поисках солдат, уничтоженных Сталиным
Майкл Шеридан
В следующие несколько недель японские специалисты по судебной медицине будут прочесывать забытые поля битв в Монголии, чтобы выяснить правду о национальном поражении, которая скрывалась на протяжении 65 лет.
В результате переговоров, тянувшихся несколько десятилетий, новое демократическое правительство Монголии предоставило Японии разрешение на поиски останков тысяч солдат, убитых во время короткой и смертоносной битвы на Халхин-Голе в период агрессии против Советского Союза в 1939 году.
Эксперты из японского правительственного бюро по соцобеспечению и работе с жертвами войны отправятся в пустынные земли на побережье реки Халхин-Гол, где произошло боестолкновение, именуемое в Японии "Номонханский инцидент".
Проржавевшие шлемы и побелевшие кости, говорят, просто разбросаны по песчаным дюнам вдоль берега реки, там, где современная Монголия граничит с Манчжурией, пережившей годы японской оккупации.
"Все это случилось 65 лет назад, и мы мало знаем об этой местности, так что точно неизвестно, что именно может найти наша группа", - сказал Кенго Вакабаяши, один из членов экспедиции.
Время не смягчило горечь, которую испытывают по отношению к Японии азиатские страны. В 2001 и 2002 году японские экспедиции находили останки в нескольких местах, но монгольские власти не позволили им вывезти останки за пределы Монголии. Только после интенсивных переговоров правительство дало свое согласие на вывоз.
"Номонханский инцидент", как его называют в Японии, теперь рассматривается как истинное начало войны с западными державами, поскольку этот инцидент убедил императора Хирохито, что его армия не может одержать верх над Россией. Вместо этого он приказал нанести удар по британским, французским и голландским колониям в Азии.
"Из-за того что японское военное руководство не извлекло уроков из своего поражения и зашло при этом так далеко, что скрывало правду о происшедшем, номонханский инцидент можно считать прелюдией к разрушению всей национальной армии", - писала консервативная газета Nihon Keizai Shimbun на прошлой неделе.
Истина будет установлена раз и навсегда, когда патологоанатомы приступят к работе.
Скрытые от всего мира тоталитарными режимами Москвы и Токио, армии противников вступали в отдельные стычки вдоль границы, пока сталинские генералы не вынудили японцев к битве на местности.
По крайней мере 8000 японских солдат погибли в этой схватке, сломленные подавляющим преимуществом советских танков и воздушных войск. По приблизительным оценкам, на поле битвы осталось около 3500 тел.
Сейчас, когда Япония заново открывает для себя Номонхан, она узнает также, что и эта история была еще одним мифом, призванным внушить населению фанатическую преданность императору и армии.
Хотя некоторые подразделения сражались до конца с самоубийственной отвагой и несколько высших офицеров покончили с собой, в то же время тысячи японских солдат сдались в плен русским.
После Номонхана в армии усилилась пропаганда среди солдат, внушающая им преимущество смерти перед бесчестьем, что привело к фанатичному японскому сопротивлению и массовой резне во время тихоокеанской кампании.
В противоположность тому, как русские захватили тысячи японских солдат, войска армии союзников часто к концу битвы могли похвастаться захватом только одного-двух живых японских пленных.
В Японии настойчиво распространяются слухи, что некоторые из без вести пропавших в Номонхане солдат все еще живы и обитают в отдаленных областях Монголии, так как не захотели возвращаться домой после 1945 года из чувства стыда или из страха.
"Мы не думаем, что в Монголии могут все еще жить солдаты императорской армии, - говорит Вакабаяши, - но если мы обнаружим кого-то, кто хотел бы вернуться в Японию, мы сделаем все возможное, чтобы помочь в этом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях