Handelsblatt | 29 июня 2005 г.
Экономисты подталкивают Кремль к реформам
Матиас Брюггманн
Несмотря на нефтяной бум, перед Россией стоят экономические проблемы: темпы роста экономики снижаются, инвесторы предпочитают выжидать
Высочайшие цены на энергоносители наполнили кремлевскую казну и счета его концернов - и одновременно подарили иллюзию стабильности. Крайне необходимые реформы повисли в воздухе. Страх иностранных инвесторов перед новым делом ЮКОСа продолжает витать в воздухе.
Подъем российской экономики, несмотря на высокие доходы от продажи нефти, заметно замедлился. Вследствие этого российские и иностранные экономисты подталкивают Кремль к радикальным реформам. Поэтому президент Владимир Путин во время своих недавних встреч с американскими и немецкими предпринимателями пообещал улучшить инвестиционный климат, испортившийся вследствие жесткого поведения государства по отношению к нефтяному концерну ЮКОС. Для этого, сказал он, необходимы четкие правила игры для фирм и окончание "террора налоговых органов".
Стране, по мнению западных промышленников, необходимо улучшение экономических перспектив, ведь в России в год на душу населения приходится всего 65 долларов прямых иностранных инвестиций (в Венгрии - 220 долларов). "Если бы мы лучше понимали российскую судебную и налоговую систему, мы заметно могли бы увеличить инвестиции в Россию", - сказал глава Citigroup Сэнфорд Вейл. Тем самым он указал Путину на обеспокоенность иностранных фирм, вызванную делом ЮКОСа.
С 9 млрд долларов (7,2 % всех прямых иностранных инвестиций) немецкие предприятия оказались крупнейшими иностранными инвесторами на территории от Петербурга до Тихого океана. А еще многие пока находятся в раздумье. Поэтому на первом заседании в редакции газеты Handelsblatt, посвященном России, которое пройдет сегодня в Берлине, немецкие и российские эксперты дают советы, как начинать бизнес в России.
Перспективы роста порою затмевают проблемы. То, что в экономике не все гладко, демонстрирует несостоявшаяся покупка концерном Siemens ведущего российского предприятия по производству турбин "Силовые машины": российское антимонопольное ведомство запретило концерну Siemens приобретение контрольного пакета акций, ссылаясь на оборонную составляющую производства, а Путин пообещал ему в воскресенье возможность миноритарного участия. Но уже вчера антимонопольное ведомство одобрило возможную продажу "Силовых машин" близкому к Кремлю алюминиевому олигарху Олегу Дерипаске.
Меж тем ввиду все большей независимости бюрократии многие в России задаются вопросом, в чьих руках, собственно, находится власть в стране. Тогда как Путин и его чиновники требует положить конец "налоговому терроризму", налоговые органы только в прошлом году предъявили разным предприятиям дополнительные налоговые требования в общей сложности на 16,5 млрд долларов. "Предприниматели больше не могут жить в страхе. Им, в конце концов, нужны ясные правила игры", - требует волгоградский адвокат, специалист по хозяйственному праву Олег Елкин.
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в своем недавнем докладе назвала в качестве основных препятствий для притока инвестиций в Россию растущую коррупцию, политическую апатию правительства и политическую зависимость судов и призвала к проведению радикальных реформ в данных сферах.
В свете утраты доверия к возможности защиты прав собственности, последовавшей за делом ЮКОСа, объем инвестиций в Россию заметно сократился. Одновременно в 2004 году в четыре раза увеличилась утечка капитала - до 9,5 млрд долларов. С тех же пор наметился застой в области производства промышленной продукции, а ВВП с января по май вырос всего на 5,4% - после 7,1% годом раньше.
Поэтому министр экономики России Герман Греф впервые был вынужден публично признать, что план Путина по удвоению ВВП к 2010 году "нереален". Разве что гигантская империя наконец-то соберется с духом и возьмется за рыночные реформы.
Пока этим даже не пахнет. Вместо этого глава путинской партии "Единая Россия" Борис Грызлов требует, чтобы государство снова стало "крупнейшим инвестором страны". А уважаемый Центр политической конъюнктуры в России предостерегает: как бы силовики, окружающие Путина, после разрушения ЮКОСа не захотели получить под свой контроль и другие предприятия. Под крышей контролируемых на государственном уровне нефтяных и газовых концернов "Газпром" и "Роснефть" силовики вновь захотели сделать государство главным игроком на российском рынке - при помощи контроля над сырьевыми великанами.
Немецкие инвесторы пристально смотрят на Россию
В поиске: DaimlerChrysler и Volkswagen ищут конкретное место для размещения сборочного производства в России. Deutsche Bank хочет развить свое уже 40-процентное участие в московской инвестиционной компании UFG до полного ее поглощения. Одновременно Deutsche Bank ведет переговоры о покупке российского "Импексбанка". Банк Hypo-Vereinsbank незадолго до того, как его приобрел итальянский банк Unicredito, стал мажоритарным акционером Международного московского банка. Предприятие по производству бытовой техники Bosch-Siemens Haushaltsgeräte строит завод по производству холодильников под Санкт-Петербургом.
Президент России Путин хочет также заманить в свою империю как можно больше немецких автопроизводителей. Немецко-французская авиастроительная компания EADS стремится к получению 10-процентной доли в сибирском предприятии по производству боевых реактивных самолетов "Иркут".
Закрепились: до сих пор крупнейшим немецким инвестором в России является Knauf, фирма по производству строительных материалов, за ней следует Siemens. Свои предприятия в России открыли многочисленные более мелкие фирмы. Это производитель сельскохозяйственных машин Claas, предприятия по производству обоев Erismann, шоколада - Alfred Ritter, йогурта - Ehrmann и Onken, сыра - Hochland. Что касается Metro, Rewe, Douglas, Marktkauf и немецкой дочки Ikea, они делают на своих филиалах в России миллионные обороты; первый магазин в Москве открыла фирма C&A.
Провалились: попытка Siemens приобрести "Силовые машины", крупнейшее предприятие по производству турбин, была пресечена антимонопольным ведомством. Еще до этого случая фирма по производству автокомплектующих Continental потеряла в России 30 млн евро, сделав неправильный выбор партнера для создания совместного предприятия в Москве. Так называемые проекты-ориентиры, которым содействовали президент Путин и канцлер Шредер - в их числе производство метанола для "Газпрома" немецкой фирмой Ferrostahl - заморожены.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях