The Times | 29 июня 2005 г.
Мировая армада в честь дня победы и смерти на море
Бен Макинтайр
Движимые любовью к морю, 250 тысяч человек собрались посмотреть на флотилию
Величайшая британская победа на море была вчера отмечена большой флотилией у берегов Портсмута.
Зрелище включало в себя парад королевского флота и фейерверк, на который ушло 12 тонн пороха - то же количество взрывчатого вещества использовал корабль Ее Величества "Виктория" (Victory) во время Трафальгарской битвы. В тот день адмирал Нельсон ждал, что все исполнят свой долг, но вряд ли он мог ожидать, что в праздновании 200-летия его победы и смерти будет участвовать такая гигантская и разношерстная армада.
В Соленте, на ветру юго-западного направления, собрались эсминцы, фрегаты, авианосцы и военные корабли из самых разных мест - от Японии до Эстонии. Однако бок о бок с ними толпились буксиры, плавучие пабы, парусники, яхты, суда для ловли устриц, уцелевшие "малые суда" Данкирка, одна рыбачья лодка и бесчисленные прогулочные лодки.
В качестве объединенной боевой силы этот праздничный флот выглядел сомнительно. В качестве зрелища - великолепно.
Ее величество в роли лорда-адмирала и герцог Эдинбургский как флагманский штурман флота провели парад 167 кораблей из 35 стран (самое большое количество, когда-либо представленное на морском параде) с борта королевского корабля "Стойкость" (Endurance).
Принц Уэльский в форме вице-адмирала наблюдал за парадом с борта корабля "Скотт". Его сопровождала герцогиня Корнуэлльская, которая скрылась внутри, когда ее большую белую шляпу чуть было не унесло ветром. Кульминацией торжества стало театрализованное действо в жанре "звук и свет", воспроизводящее морскую битву, при участии 17 кораблей и компьютеризованной пиротехники, использованной для симуляции оглушающего шума и дыма битвы.
Чтобы не оскорбить чувств Франции и Испании, военно-морской флот заявлял, что это не возвращение Трафальгара, а реконструкция "любой морской битвы, которая могла иметь место в тот период". Соперничающие суда различались по цвету: красные (суда "противника") и синие ("свои"). Однако плохую видимость в боевой обстановке усугубляло то, что эмблемы обеих сторон были синие. Это только добавило происходящему достоверности, потому что путаница была одной из отличительных черт Трафальгарского сражения.
В реконструкции была воспроизведена смерть великого адмирала, роль которого исполнял профессиональный двойник Нельсона Алекс Нэйлор; действо происходило на борту копии фрегата "Великий Султан"(Grand Turk), который изображал адмиральский флагман "Виктория".
Капитан-лейтенант Клайв Вудмен сказал, что присутствие на мероприятии самых больших кораблей от флота Испании и Франции является доказательством того, что всякая враждебность со времен Трафальгара давно осталась в прошлом.
На берегу Солента выстроилось по меньшей мере 250 тысяч зрителей, желающих стать свидетелями этого зрелища: пусть британская военно-морская мощь и уменьшилась, но морской дух у британцев остался прежним.
Пока из громкоговорителей неслась бравурная музыка, а комментаторы говорили в сдержанном "морском" тоне Джека Хокинса, народ тоже предался традиционно патриотическому времяпрепровождению: зрители размахивали британскими флагами и пели "Правь, Британия", подвергая себя риску солнечных ожогов; потом пошел дождь.
Возможно, было благоразумно проявить такую осмотрительность, чтобы не обидеть французов и испанцев демонстрацией шовинизма. Во времена Трафальгара противоборствующие армии вели себя подчеркнуто уважительно по отношению друг к другу, и британские моряки вполне соответствовали молитве о гуманности победителей, которую Нельсон прочел перед битвой.
На данный момент в Британии начиная с 1346 года прошел 41 парад. Самым недавним был парад 1977 года в честь 25-летнего юбилея. Парад в мае 1944 года, незадолго до дня высадки союзников, проводился в обстановке строжайшей секретности.
"Ни один капитан не сделает большой ошибки, поставив свой корабль рядом с кораблем противника", - заметил Нельсон. Однако именно такое отважное решение адмирала привело к его гибели, когда пуля, выпущенная из мушкета снайпера на бизань-мачте корабля "Грозный" (Redoubtable), попала в его левую эполету, задела легочную артерию и застряла в позвоночнике.
"Наконец они меня достали, Гарди, мне прострелили позвоночник", - сказал он. Затем он поблагодарил Господа за то, что он выполнил свой долг, и умер, оставив Британии вечную память о герое и о победе, которая остановила французское вторжение. Он обеспечил Британии первенство на море, проложив путь Британской Империи.
В своем заявлении Ее Величество сказала: "Высшие качества адмирала лорда Нельсона как моряка и гуманного и отважного перед лицом опасности полководца находят продолжение в сегодняшнем морском сообществе. Он не мог бы и мечтать о лучшем наследии".
Торжество завершилось иллюминацией на всех суднах. После целого дня ничем не прерывавшегося празднования задолго до заката люди на берегу и на море начали поднимать тосты за Нельсона и Трафальгар. Организаторы торжества тщательно избегали разговоров о победителях и проигравших, однако это остается, возможно, самым определенным событием на море за все время. Если бы не триумф Нельсона, если бы кто-то другой тогда командовал флотом, эта газета могла бы выходить на французском языке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях