Статьи по дате

USINFO | 29 марта 2005 г.

Поддержка прав человека и демократии. Американский протокол 2004-2005

Бюро Госдепартамента США по вопросам демократии, прав человека и труда

Доклад "Поддержка прав человека и демократии. Американский протокол 2004-2005" представлен в конгресс Государственным департаментом в соответствии с законом "О полномочиях в сфере международных отношений" 2003 года, обязывающим Госдепартамент сообщать о шагах, предпринимаемых американским правительством с целью добиться соблюдения прав человека. Третий по счету ежегодный доклад включает в себя отчеты стран о ситуации с правами человека в 2004 году и переходит от сообщений о нарушениях к сообщению о действиях и программах, который США предпринимают, что покончить с этими нарушениями.

Россия

Хотя правительство в 2004 году в целом соблюдало права человека в некоторых сферах, в некоторых сферах ситуация была плохой, а в некоторых ухудшилась. Переход от выборов губернаторов к их назначению президентом еще больше укрепил исполнительную ветвь власти. Это, в сочетании с ограничениями свободы СМИ, уступчивостью Государственной Думы, недостатками, отмеченными на недавних всеобщих выборах, коррупцией в правоохранительных органах и политическим давлением на юстицию вызывает беспокойство по поводу подотчетности руководства страны перед народом. Правительственное давление еще больше ослабило свободу слова и подорвало эффективность независимых неправительственных организаций (НПО). Плохой остается ситуация в Чечне, где зафиксированы серьезные нарушения, в том числе внесудебные расправы над мирными жителями со стороны и федеральных, и чеченских спецслужб. Боевики также совершали теракты и нарушали права человека на Северном Кавказе. По сообщениям, правоохранительные органы причастны к пыткам, насилию и другим проявлениям жестокости и унижения человеческого достоинства, что часто остается безнаказанным. Ряд судебных дел, связанных со шпионажем, вызывают беспокойство по поводу соблюдения процессуальных норм и влияния Федеральной службы безопасности на судебную систему. Власти ввели ограничения, касающиеся некоторых религиозных организаций меньшинств. Меньшинства подвергаются серьезной дискриминации и все чаще - нападениям по расовым мотивам. Ограничиваются права работников, участились сообщения о принудительном и детском труде. Торговля людьми остается серьезной проблемой, несмотря на меры по борьбе с этой торговлей.

Американская стратегия в сфере прав человека и демократии в России поддерживает демократические институции и процессы, гражданское общество, законность, меры по борьбе с торговлей людьми.

Высокопоставленные представители США, включая президента, госсекретаря и посла, поднимали со своими российскими коллегами вопросы прав человека и демократии. Например, в феврале 2005 года и в ноябре 2004 года, в ходе встреч с президентом Путиным в Братиславе и Сантьяго, президент Буш затронул широкий круг проблем, представляющих взаимный интерес, включая проблемы демократии и прав человека.

Представители США сделали права человека и демократию предметом публичной дипломатии. Госсекретарь Пауэлл в январской колонке в газете "Известия" писал, что Россия еще не нашла баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти и что политическая власть не в полной мере ограничена законом. В течение нескольких месяцев его статью цитировали российские, американские и европейские СМИ. В мае госсекретарь Пауэлл опубликовал в газете "Коммерсант" колонку под заголовком "Виновные в нарушениях в Ираке не уйдут от наказания". Посол и сотрудники посольства в частном порядке сообщали об озабоченности США российским руководителям национального и регионального уровня и работали с НПО, чтобы поддерживать более благоприятный климат.

В ознаменование Международного дня прав человека посол Вершбоу выступил перед студентами Московского государственного университета и ответил на их вопросы, касающиеся прав человека и демократии. Посольство организовало в Московском государственном институте международных отношений, возможно, самым известным из российских университетов, где права человека и демократия являются одной из ведущих тем, годовой учебный курс "Американская дипломатия и внешняя политика", который читали американские дипломаты.

В июньском интервью посла Вершбоу "Новой газете", опубликованном под заголовком "Нас беспокоит, что Россия движется к новой самоизоляции", были высказаны опасения по поводу критики президента Путина в адрес западных НПО, работающих в России, правовых проблем в связи с делом ЮКОСа, нарушений прав человека в Чечне. Посол выражал озабоченность США по поводу разрушения демократических институций и законности еще в нескольких интервью российским газетам и интернет-изданиям, а также в выступлениях на семинарах.

Под эгидой посольства представители США выступили перед различными российскими аудиториями по ряду вопросов, от взаимодействия американского правительства со СМИ и НПО до президентских выборов 2004 года в США и будущего американо-российских отношений. Посольство распространило 29 наборов из более чем 100 книг о демократии, свободе слова, толерантности и правах человека.

Несмотря на усилия, предпринимавшиеся США в 2004 году, негативные изменения вызывали серьезные сомнения в приверженности России правам человека, демократическим реформам и законности. В результате госсекретарь впервые не смог подтвердить приверженность российского правительства соблюдению общепризнанных прав человека в рамках закона "О сотрудничестве в снижении угрозы". Чтобы США имели возможность продолжать работу с российским правительством в сфере сокращения вооружений и нераспространения, президент отказался от требования подтвердить приверженность России этому закону.

Подобно выборам в Думу в декабре 2003 года, мартовские выборы президента не соответствовали международным стандартам по ряду критериев, хотя, по общему мнению, результат отражал волю народа. США поддерживали демократические институции и процессы в рамках дипломатических усилий и ряда программ. В сфере дипломатии представители США высказывали представителям России озабоченность перед президентскими выборами в России и Чечне и после них.

В сфере программ США поддерживали мониторинг мартовских выборов президента российскими наблюдательными организациями, обучали представителей СМИ освещению политических вопросов и выборов. При финансовой поддержке со стороны США НПО учили независимых наблюдателей мониторингу работы депутатов региональных законодательных органов. США поддерживали обучение и деятельность российских политических партий. В апреле США начали программу по расширению общественного мониторинга деятельности региональных законодательных органов, поощряя взаимодействие между избирателями и депутатами. США содействовали проведению выборов в соответствии с международными стандартами, повышая профессиональный уровень региональных СМИ, развивая общественный диалог о роли СМИ.

Усилия российского правительства, направленные на "управление" гражданским обществом, включая усиление контроля над многими финансируемыми Западом и отечественными НПО, продолжались. С целью развития гражданского общества американские программы поддерживали НПО, исследовательские центры, наблюдательные и правозащитные организации, аналитические центры и профсоюзы. Используя американское финансирование НПО создавали волонтерское движение, защищали права человека, боролись с коррупцией. При поддержке США в России было проведено более 1 тыс. мероприятий, в которых участвовало не менее 120 тыс. человек.

В условиях дальнейших ограничений свободы СМИ США содействовали расширению регионального вещания и доступа к неправительственным источникам информации. Более 200 небольших телеканалов направили более 1,6 тыс. сотрудников на семинары в региональные центры. Для многих из них это был первый курс профессиональной подготовки. К 2004 году 502 региональные телепрограммы приняли участие хотя бы в одной общественной кампании. США также организовали программу международных визитов для обучения руководству телеканалом и функциям пресс-секретарей.

В сфере укрепления законности США поддерживают программы обмена и технической помощи, направленные на развитие независимости юстиции, этических норм, прозрачности и профессионализма. Бюджет судебной системы был увеличен, продолжалась компьютеризация ее деятельности, выросло количество профессиональных администраторов, мировых судей, секретарей судов. Многим этим улучшениям способствовали программы, поддерживаемые США. Инновации, введенные в экспериментальных судах, финансируемых США, улучшили обслуживание, повысили эффективность и прозрачность. Представители России думают об их распространении на всю судебную систему. Принят новый Этический кодекс юстиции, в разработке которого участвовали американские эксперты. Российские практикующие юристы сделали первые шаги по направлению к программе непрерывного повышения квалификации, которую частично финансируют США. Другие американские программы поддерживают работу над гендерными проблемами (такими, как домашнее насилие и торговля людьми), трудовыми правами и правами мигрантов, повышением квалификации НПО. Программа "Открытый мир" расширила связи между российскими юристами и их американскими коллегами.

США поддерживают использование правовых механизмов НПО, которые выиграли большинство из более 1,6 тыс. исков с 2002 года. Большинство исков было подано от имени беженцев и профсоюзов. Количество посещений правозащитного сайта, действующего при поддержке США, увеличилось с 1,4 тыс. в 2003 году до 67 тыс. в 2004. Программа правовых клиник распространилась примерно на 80 юридических факультетов, представляющих интересы малообеспеченных граждан, а некоторые из них начинают специализироваться на таких вопросах, как права женщин, детей и заключенных.

Самой серьезной угрозой для прав человека в России остается конфликт в Чечне и его распространение на другие районы Северного Кавказа. Высокопоставленные представители США, включая госсекретаря Пауэлла и посла, неоднократно выражали российским политическим и военным лидерам озабоченность в связи с поведением российских военных и их чеченских союзников в Чечне. Представители США использовали показания в конгрессе, встречи с представителями России, интервью СМИ и публичные выступления, чтобы указать на недостатки. Они подчеркивали, что США выступают за политическое, а не военное решение, что российские войска в Чечне должны прекратить злоупотребления, что российские власти должны привлекать к ответственности виновных в нарушениях. США также призвали чеченских бойцов положить конец терактам и насилию против мирных граждан, осудить терроризм и разорвать все связи с чеченскими и зарубежными террористами. США признают территориальную целостность Российской Федерации.

США проголосовали за резолюцию ЕС по Чечне, представленную в 2004 году в Комиссию ООН по правам человека, и использовали Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), чтобы выразить озабоченность положением в Чечне. США финансировали усилия, направленные на привлечение к ответу виновных в нарушениях в Чечне. Представители США неоднократно заявляли представителям России, что возвращение перемещенных лиц должно быть добровольным, а перемещенным лицам, желающим остаться в Ингушетии, необходимо предоставить альтернативу. США поддерживали правовую помощь неимущим гражданам, в том числе через НПО, которые в 2004 году оказали помощь 6373 перемещенным лицам на Северном Кавказе. США финансировали программы международной гуманитарной помощи перемещенным лицам на Северном Кавказе. США также предоставили гуманитарную помощь в ответ на теракт в Беслане, Северная Осетия.

Чтобы гарантировать, что США осуществляют профессиональную подготовку людей, не нарушавших права человека, проводится процесс отбора, в соответствии с поправкой Лихи.

Гендерные проблемы оставались центральным компонентом американской правозащитной стратегии. Рабочая группа посольства координировала усилия посольства в области проблем женщин. Американская программа подготовила 22 юриста и 100 правозащитников, занимающихся проблемами домашнего насилия и другими гендерными вопросами. Программа работала и над изменением реакции правоохранительных органов на обращения по поводу насилия в семье. Во время поездок по российским регионам посол провел круглые столы и встречи с активистами гражданского общества, включая тех, кто занимается такими проблемами, как роль женщин в частном секторе экономики.

США также продолжали работу по обеспечению прав инвалидов и детей. Проект, осуществляемый при помощи США, способствовал использованию юридических механизмов для обеспечения инвалидам доступа к образованию, провел кампании за право инвалидов на образование. США поддерживали проведение семинаров по правам инвалидов для тысяч государственных чиновников и работников образования, СМИ и юристов, поддержали разработку учебного курса по правам инвалидов. Жена посла выступила на конференции, посвященной правам сирот.

Представители США, включая посла, вели активный диалог о свободе вероисповедания, религиозной, расовой и этнической терпимости с представителями правительства, религиозными конфессиями и НПО. Посол провел "круглый стол" по правам человека и религиозной свободе в Брянске, где имели место антисемитские и антимусульманские инциденты.

США продолжали следить за важными судебными делами и визовыми вопросами, касающимися сотрудников религиозных организаций. США помогли двум академиям МВД включить в учебные программы курс толерантности. Посольство продолжало программу "Гранты толерантности" и дало гранты 14 НПО, занимающимся проблемами этнической и религиозной толерантности. США поддержали создание на основе предыдущих проектов советов толерантности еще в двух регионах - теперь их стало пять, - объединяющих усилия общественности, правоохранительных органов, местных НПО и правительств в борьбе с нетерпимостью в отношении этнических и религиозных групп.

Программа "Международные визиты" была направлена на ислам в Америке, а программа "Толерантность и разнообразие" на лидеров российских мусульман. В нескольких регионах США поддержали введение учебных курсов по толерантности в программы по подготовке будущих сотрудников МВД и школьные программы. Грант, выделенный посольством, помог провести опрос жертв преступлений на расовой и религиозной почве и политических преследований.

Поддержка движения за права трудящихся в 2004 году была впервые выделена российской организации. Этот грант поддерживает ассоциацию юристов и других правозащитников, имеющую центры в семи городах. Организация предоставляет профсоюзам и их членам правовую помощь по ряду трудовых проблем. Только в 2004 году организация представляла интересы своих клиентов в 272 судебных исках. По искам было вынесено 87 решений (56 положительных для ее клиентов и 31 отрицательное). Апелляция по одному из этих дел подана в Европейский суд по правам человека, который должен рассмотреть дело в 2005 году.

В борьбе с торговлей людьми США успешно работали с российскими властями над разработкой закона о создании и финансировании российской программы защиты свидетелей. Эта программа будет защищать жертв торговли людьми и их родственников как свидетелей. Эксперты посольства выступили в российской Думе в поддержку ужесточения закона о торговле людьми, расширив меры профилактики и защиты. США провели семинар для представителей всех 23 учебных заведений МВД. Поддержка, оказанная посольством НПО, способствовала осознанию проблемы обществом, увеличила способность России исследовать эту проблему, дала ученым возможность играть более важную роль в создании законов, разработке политики и контрмер. США продолжали поддерживать усилия российской коалиции организаций, занимающихся проблемами домашнего насилия и перемещенных лиц. При финансовой поддержке США НПО трех регионов провели информационные семинары для 1865 студентов, чтобы улучшить понимание проблемы торговли людьми. Сеть кризисных центров в 13 городах продолжала оказывать правовую и психологическую помощь более чем 2 тыс. женщин.

Источник: USINFO


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru