Статьи по дате

Le Monde | 29 марта 2006 г.

Саддам рассчитывал на Париж и Москву

Эрик Лезер

"Для Саддама Хусейна США были бумажным тигром. Он верил, что Франция и Россия его защитят. Не зная военных, материально-технических и технологических реалий, Саддам жил в искусственном мире, рожденном атмосферой страха, которая утвердилась в гражданской и военной бюрократии. Даже накануне войны, которой было суждено уничтожить его режим, он больше всего боялся государственного переворота".

Этот увлекательный рассказ об американском вторжении в Ирак в марте-апреле 2003 года содержится в докладе на 210 страниц, озаглавленном Saddam's Delusions: The View from the Inside ("Иллюзии Саддама: взгляд изнутри"). Он был составлен американским генеральным штабом на основе бесед с десятками бывших иракских руководителей и сотен официальных документов, захваченных в Багдаде. В конце февраля доклад был частично рассекречен, а в минувшую пятницу Пентагон сделал достоянием гласности ряд других сведений, в частности, относительно помощи, оказанной Саддаму Хусейну российской разведкой.

До последнего момента диктатор не верил в возможность атаки. "Самым важным элементом в стратегических расчетах Саддама была его вера во Францию и Россию", говорится в докладе. По словам его министра иностранных дел Тарика Азиза, поводом к такой убежденности являлись экономические интересы этих двух стран. "Франция и Россия имели в Ираке контракты на миллионы долларов, и это подразумевало, что они займут позицию, благожелательную к режиму. К тому же французы хотели показать миру свое влияние в Совете Безопасности ООН", указывается в докладе.

Москва заходила еще дальше. Два иракских документа свидетельствуют о том, что после начала вторжения Россия передавала Ираку данные военной разведки. В первом документе, посланном Саддаму Хусейну 24 марта 2003 года, есть ссылка на "информацию, полученную российскими разведывательными службами от источников в американском центральном командовании в Дохе (Катар)".

В письме министра иностранных дел, датированном 2 апреля 2003 года и также адресованном Саддаму Хусейну, упоминается о передаче планов американского наступления через российского посла в Багдаде Владимира Титоренко. Согласно этой информации, "американцы продвигаются с расчетом блокировать Багдад с юга, востока и севера. Самая большая концентрация войск - 12 тыс. солдат и 1000 единиц военных машин - отмечается в районе Кербелы. Бомбовые удары будут наноситься по столице и ее окрестностям с тем, чтобы перерезать дороги на Сирию и Иорданию и создать хаос, чтобы заставить жителей бежать. Штурм Багдада не должен начаться до подхода 4-й пехотной дивизии, примерно 15 апреля 2003 года". В действительности штурм был начат силами одной 3-й дивизии 5 апреля 2003 года.

По словам начальника генштаба иракской армии Ибрахима Ахмеда Абдель Саттара, Саддам Хусейн полагал, что даже если международная поддержка даст трещину и США начнут наземную операцию, Вашингтон уступит нажиму и прекратит войну, не войдя в Багдад. Как утверждает его личный переводчик, Саддам Хусейн думал, что его войска "будут героически сопротивляться и нанесут американцам такие потери, что они прекратят наступление". Диктатор, по его собственному признанию, был уверен, "что Ирак в любом случае не уподобится Афганистану. Мы не позволим войне превратиться в пикник для американских и английских солдат".

Доклад опровергает и тезис администрации Буша о том, будто Саддам Хусейн планировал поднять восстание: "Перед началом войны он рассредоточил по стране большое количество военной техники, но это было сделано исключительно для его защиты". 30 марта секретарь Саддама Хусейна попросил министра иностранных дел передать французскому и российскому правительствам решение Багдада соглашаться только на "безусловный вывод" американских войск. "Ирак побеждает, а США терпят все более явное поражение".

Саддам Хусейн был уверен, что избежит худшего, а потому не подготовился к бегству. Его передвижения по стране во время вторжения, маршрут которых был установлен в ходе расследования, показывают, что он все время импровизировал и американская разведка никогда не знала, где он в данный момент находится.

Иракского президента действительно не было в тех местах, которые подвергались бомбардировке с целью его ликвидации - 19 марта 2003 года, в начале наступления, и 7 апреля, на его заключительной стадии. Получив информацию от ЦРУ, президент Джордж Буш 19 марта отдал приказ о бомбардировке ферм Дора (сельскохозяйственного комплекса, расположенного к юго-западу от Багдада). Американский агент сигнализировал, что Саддам Хусейн находится там. Удары отличались точностью и некоторое время американские руководители полагали, что Саддам Хусейн был ранен или убит. В действительности он находился далеко от этого места. Однако иракский раис был встревожен, а потому решил скрыться в убежище в Багдаде, откуда он и выступил по телевидению.

Поскольку он был в очках с необычно толстыми стеклами, многие американские специалисты подумали, что на экране перед ними был двойник. Но это был Саддам Хусейн. Обычно речи для него печатались крупными буквами, чтобы он мог читать их без очков, но в тот день у него не было принтера.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru