Corriere della Sera | 29 марта 2007 г.
Наступление Ирана: британских моряков показали по ТВ
Гвидо Сантевекки
Видеозапись и письмо - таким оружием воспользовалась иранская пропаганда в схватке с Лондоном за 15 моряков, захваченных в пятницу в Персидском заливе. Военных показали в тот момент, когда они молча ели, все были одеты в голубую форму королевских ВМС или пятнистую форму морских пехотинцев. Среди них находилась и Фэй Терни, молодая военнослужащая, которая стала символом этого инцидента и главной героиней медийного наступления Тегерана: на первых кадрах - она среди товарищей, в платке в шашечку на голове. Потом ее показали одну, в черном платке и с белым покрывалом на плечах. Вот она - бледная и напряженная курит и говорит, что "мы явно нарушили границы территориальных вод... но с нами обходились очень по-дружески, внимательно... нет никакой агрессии, они ведут себя вежливо и сочувственно... кормят три раза в день". Иранское посольство в Лондоне распространило письмо, написанное Фей "дорогим маме и папе", в котором она говорит, что "мы, по-видимому, были в иранских водах".
Есть и третья часть фильма, на которой задержанные моряки находятся еще в море, когда их увозят бойцы КСИР. Перед моряками развевается флаг Исламской Республики. У "сострадательных" стражей хомейнистской революции, помимо оружия, предусмотрительно оказалась телекамера, когда они окружали два британских катера, которые осуществляли патрулирование в Персидском заливе. "Совершенно неприемлемо показывать кадры с заключенными", - сказали в Foreign Office, сотрудники которого вот уже несколько дней требуют встречи британских дипломатов с задержанными. В Лондоне ожидали увидеть видео, и по этой причине вчера утром министерство обороны сыграло на опережение, распространив координаты места, где произошел инцидент: два катера находились в 1,7 морских мили в иракских водах. Тегеран на это ответил, что захват произошел в 500 метрах в иранских водах, и иранское посольство в Лондоне заявило, что "два правительства имеют возможность урегулировать инцидент посредством контактов и сотрудничества".
Тони Блэр осудил в парламенте "незаконные, неприемлемые и ошибочные действия" под одобрительные аплодисменты большинства и оппозиции, и потребовал от международного сообщества изолировать режим. Министр внутренних дел Рид предупредил, что "ситуация становится опасной". Министр иностранных дел Маргарет Беккетт объявила о блокировании двусторонних отношений с Тегераном (на практике это выразится в прекращении выдачи виз). Лондон надеется на поддержку Германии, у которой имеются прекрасные контакты с Тегераном и которая экспортирует в Иран большое количество оборудования. Канцлер Меркель ответила, обещая "полную поддержку британским друзьям". Вечером Великобритания обратилась в Совет Безопасности ООН с просьбой принять обращение о немедленном освобождении моряков.
"Посредничества не имеют смысла", - говорят иранцы, потому что у Великобритании в Тегеране есть посол, и "дипломаты смогут посетить солдат, как только закончится следствие". Один из руководителей режима заявил, что "если будет доказано, что речь шла об ошибке, то вопрос будет урегулирован извинениями, принесенными британскому правительству". Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки улыбается и говорит, что "мы рассматриваем этот вопрос, основываясь на правилах и законах, и довожу до вашего сведения, что леди будет отпущена очень скоро". Это Фэй Терни, военнослужащая ВМС, которую дома ждет дочка. Министр повторил, что "идет подготовка" к организации встречи между британскими моряками и дипломатами. Он просил Лондон "признать ошибку", чтобы урегулировать ситуацию.
Теперь аналитики надеются, что, унизив британских моряков, вынудив их "покаяться", иранцы их освободят, как они поступили в 2004 году в аналогичной ситуации. Лорд Ламонт, бывший министр казначейства в кабинете Тэтчер, а в настоящее время - председатель торговой ирано-британской палаты, говорит, что следует сохранять жесткую позицию, потому что иранский режим разделен: его часть обеспокоена агрессивностью президента, бывшего бойца КСИР Ахмадинежада, и не склонна открывать еще одни фронт международного противостояния.
Правительство Лондона отходит от спокойного ожидания, и твердую позицию Блэра и Беккетт с удовлетворением приветствовала пресса. Но наряду с позитивными комментариями было и предупреждение, что премьера будут судить по результату. И видеозапись, которая больше походит на шантаж, лишь разжигает британскую воинственность. Кажется вполне очевидным, что Фэй Терни говорила под давлением. Эта женщина является ветераном, прослужившим 9 лет в ВМС, к тому же нельзя сбрасывать со счетов дочь, которая ее ждет дома. В письме, которое ей было, скорее всего, надиктовано, она говорит, что "надеется вернуться домой ко дню рождения Молли, с подарком от иранского народа, у которого я уже попросила прощения".
В Плимуте, на военно-морской базе, где родители захваченных моряков с тревогой ждут их возвращения, поднимается гнев. "Направим коммандос и вернем наших домой", - начинает требовать народ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях