InoPressa: тема дня | 29 марта 2007 г.
Удерживая моряков, Иран пытается повлиять на позицию Британии в ООН
Обзор прессы
В четверг западные СМИ пишут о британских моряках, которые были задержаны Ираном якобы в его территориальных водах.
The Washington Post в редакционной статье "Последствия дипломатии" указывает на то, что Иран осуществил эту акцию за день до принятия Советом Безопасности ООН новой резолюции с санкциями из-за его ядерной программы.
По мнению газеты, это не совпадение. Данный инцидент ярко иллюстрирует упрямые факты в свете дипломатической кампании, которую администрация Буша начала два года назад: успешная сама по себе, она до сих пор не привела к значительным изменениям в действиях Ирана.
Чиновники администрации были обрадованы признаками разногласий в иранском руководстве, когда в конце декабря в Совете Безопасности ООН была единогласно принята первая из двух резолюций о санкциях. До подготовки второй резолюции между иранскими и европейскими представителями обсуждалась возможность возобновить переговоры. Тем не менее Иран продолжил обогащение урана. Есть признаки, что режим стремится как можно скорее создать на своих предприятиях тысячи центрифуг, о которых мир узнает уже как о свершившемся факте.
Теперь Иран демонстрирует перед камерами захваченных британских моряков и говорит, что они признались в проникновении в иранские воды, - все это используется в пропагандистских целях. Общая картина заставляет предположить, что Иран стремится обострить, а не разрешить конфликт с Западом. Вчера Великобритания представила доказательства того, что ее граждане были захвачены в международных водах, и обоснованно назвала действия против них "совершенно неприемлемыми". Хотя министр иностранных дел Ирана сообщил, что арестованная женщина будет отпущена "очень скоро", кадры, показанные по телевидению, заставляют думать, что арестованных вынудили сделать признание.
Считается, что власть в Иране делят различные конкурирующие группы, потому вполне вероятно, что сторонники жесткой линии стараются предупредить любые уступки режима Совету Безопасности. Невозможно предугадать, что случится в Тегеране к следующему крайнему сроку, в качестве которого США назначили конец мая. Но то, что уже произошло, должно подействовать отрезвляюще.
Представители администрации Буша радуются той быстроте и ловкости, с которой была проведена последняя резолюция с санкциями в СБ. По-своему они правы: кампания против Ирана оказалась достаточно успешной по дипломатическим меркам. США удалось договориться не только с европейскими партнерами, с которыми имеются неприятные разногласия по Ираку, но и заполучить поддержку России, Китая и нейтральных стран вроде ЮАР.
Британская газета The Guardian размышляет над тем, как усилить давление на Иран.
Накануне министерства обороны и иностранных дел Англии устроили согласованное дипломатическое наступление на Иран. Была твердо и подробно разъяснена официальная позиция Великобритании, показаны карты и приведены координаты, а также хронология событий. Одновременно с этим была введена первая реальная санкция - прекращены контакты на правительственном уровне. Эта мера предусматривает отказ от выдачи виз иранским чиновникам и приостановку любых встреч между дипломатами двух стран. Это весьма близко к полному разрыву дипломатических отношений, однако полный разрыв был бы вреден, поскольку Великобритании необходимо вести диалог с Тегераном, считает газета.
Новая фаза грозит тем, что Иран лишь ужесточит свои позиции, а также исключает простое решение, при котором все могли бы сохранить лицо. А если эта дипломатическая критика не поможет, правительство должно будет действовать еще жестче, иначе оно потеряет всякое уважение Тегерана и других противников. Следующим шагом может стать замедление или прекращение выдачи виз обычным иранцам, в том числе студентам и предпринимателям, что вызовет недовольство у иранского среднего класса. Затем, если следовать обычной логике международных санкций, должны быть приняты финансовые меры: заморожены счета иранских лидеров и любых организаций, с которыми они могут быть связаны. Затем последуют торговые санкции: запрещение британским компаниям поддерживать деловые контакты с Ираном, запрет на импорт иранских товаров. Однако, если эти меры будут проведены в одностороннем порядке, они повредят Великобритании не меньше, чем самому Ирану. Студенты и предприниматели попросту могут отправиться со своими деньгами в другие европейские страны или в США, пишет газета.
Для Великобритании сейчас крайне неудачный момент. Она только что отстаивала в ООН санкции против Ирана в связи с его ядерной программой, убеждая Россию и ее союзников согласиться заморозить счета высокопоставленных иранцев, в том числе лидеров "Корпуса стражей исламской революции". В результате Великобритания израсходовала значительную часть своих инструментов воздействия на ООН. В то же время Белый дом дал понять, что поддерживает британскую позицию, однако "с нашей стороны не будет эскалации напряжения". Это, однако, может сыграть на руку Лондону. Ведь поддержка со стороны США - весьма спорная вещь в отношениях со страной, где Америку называют "Большим Сатаной", а Великобританию считают ее помощником, "Маленьким Сатаной". Наиболее полезными в таком случае могут стать совместные европейские действия. Германия, которая является председателем ЕС, выразила Британии поддержку, назвав действия Ирана "неприемлемыми".
Итальянская Corriere della Sera пишет о том, что захваченных Ираном британских военных показали по местному ТВ. Военных показали в тот момент, когда они молча ели, все были одеты в голубую форму королевских ВМС или пятнистую форму морских пехотинцев. Среди них находилась и Фэй Терни, молодая военнослужащая, которая стала символом этого инцидента и главной героиней медийного наступления Тегерана: на первых кадрах - она среди товарищей, в платке в шашечку на голове. Потом ее показали одну, в черном платке и с белым покрывалом на плечах. Вот она - бледная и напряженная курит и говорит, что "мы явно нарушили границы территориальных вод... но с нами обходились очень по-дружески, внимательно... нет никакой агрессии, они ведут себя вежливо и сочувственно... кормят три раза в день".
Иранское посольство в Лондоне распространило письмо, написанное Фей "дорогим маме и папе", в котором она говорит, что "мы, по-видимому, были в иранских водах".
Есть и третья часть фильма, на которой задержанные моряки находятся еще в море, когда их увозят бойцы КСИР. Перед моряками развевается флаг Исламской Республики. У "сострадательных" стражей хомейнистской революции, помимо оружия, предусмотрительно оказалась телекамера, когда они окружали два британских катера, которые осуществляли патрулирование в Персидском заливе.
Тони Блэр осудил в парламенте "незаконные, неприемлемые и ошибочные действия" под одобрительные аплодисменты большинства и оппозиции, и потребовал от международного сообщества изолировать режим. Министр внутренних дел Рид предупредил, что "ситуация становится опасной". Министр иностранных дел Маргарет Беккетт объявила о блокировании двусторонних отношений с Тегераном (на практике это выразится в прекращении выдачи виз). Лондон надеется на поддержку Германии, у которой имеются прекрасные контакты с Тегераном и которая экспортирует в Иран большое количество оборудования. Канцлер Меркель ответила, обещая "полную поддержку британским друзьям". Вечером Великобритания обратилась в Совет Безопасности ООН с просьбой принять обращение о немедленном освобождении моряков.
Британская The Independent также обращается в показанному по ТВ видеоматериалу, задаваясь вопросом, это подлинное признание заложницы Фэй Терни или унижение и циничное нарушение международного права?
Видеоматериал, в котором военнослужащая, взятая в заложники в Персидском заливе, в черном головном платке "призналась" в нарушении британцами морской границы Ирана, станет символическим воплощением кризиса между Ираном и Западом. Он также сразу вызвал ярость в мире, а британское правительство заявило резкий протест, требуя дать доступ к дипломатам 15 морякам и морским пехотинцам, которых удерживают шесть дней, пишет издание.
Французская Le Monde публикует интервью с Барахом Микаилом, специалистом по Среднему Востоку парижского Института международных и стратегических отношений (Iris).
"Каждый старается выставить себя в выгодном свете. Британцы выдвигают подтверждения своей правоты, иранцы - своей. Но мне кажется, вопрос о том, правы британцы или нет, не имеет смысла. Исход этого дела будет зависеть не от того, какие доказательства представят британцы, потому что позиция Ирана останется неизменной. Камнем преткновения между Ираном и Великобританией являются переговоры по иранской ядерной программе в Совете Безопасности ООН", - считает эксперт.
"Иранцы готовы бросить вызов британским интересам, они это доказали, но я сильно сомневаюсь, что они готовы так же действовать по отношению к американским интересам. Это тактический и стратегический шаг. Тактический потому, что таким образом Тегеран пытается повлиять на позицию Великобритании в ядерном вопросе. Стратегический - в том смысле, что иранцы рассчитывают на политическую компенсацию со стороны британцев. Речь идет о том, чтобы предупредить их и показать, что их нынешняя критическая позиция по отношению к иранской ядерной программе может спровоцировать новые акции подобного рода", - отметил он.
"Эскалация не исключена, но она не пойдет на пользу Ирану. Затягивание нынешнего состояния напряженности может привести к ужесточению позиции британской дипломатии по ядерному вопросу. Ничто не помешает Лондону присоединиться к американской риторике. И ничто не помешает ему надавить на Францию с целью ужесточения позиции членов Совбеза ООН. Военная угроза со стороны ООН также не исключена, если Совет Безопасности сочтет, что иранская позиция в ядерном вопросе представляет угрозу для мира. Но пока этого не случилось, Совбез может ввести новые экономические санкции против Ирана, которые подорвут его изнутри", - сказал Микаил.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях