Статьи по дате

Asahi | 29 мая 2003 г.

Реформа закона об иммиграции - первый шаг на пути открытия страны мировому сообществу

Кадзумото Момосэ, Канако Ида

Закон, который уже давно критикуют эксперты по правам человека и организаторы гуманитарной помощи как устаревший и ущемляющий права иммигрантов, наконец-то пересматривается правительством. Изменение закона об иммиграции стоит на первом месте в общем плане реформы законодательной системы.

Правительство рассматривает пересмотр этого закона как меру по усовершенствованию системы контроля за иммиграцией и дополнение к закону о статусе беженцев. Тем не менее, эксперты сетуют на то, что дух нового законопроекта еще недостаточно соответствует глобальному масштабу проблемы иммигрантов, сложившейся на сегодняшний день.

Новый законопроект, который предполагает улучшить положение лиц, просящих предоставить убежище, содержит следующие дополнения:

1. Отмена 60-дневного ограничения, согласно которому каждый, кто желает получить статус беженца, должен подать соответствующее заявление в течение 60 дней с момента въезда в Японию.

2. Создание благоприятных условий для проживания лиц, просящих убежища, и выдача им разрешения на временное проживание в стране.

3. Отмена высылки из страны лиц, просящих убежища, если их заявления находятся на рассмотрении. Это правило распространяется и на тех, кто не получил разрешение на временное пребывание в стране по категории беженца.

4. Разрешение на постоянное жительство будет автоматически предоставляться тем, кто получает статус беженцев, если они выполняют все определенные для этого статуса правила и условия.

По нынешнему закону, каждый, кто просит предоставить ему убежище, может выслан из Японии как лицо, незаконно находящееся на ее территории, если у него отсутствует действительная въездная виза. Новый законопроект, который исправляет эту ситуацию, получил одобрение Комиссии ООН по делам беженцев и был охарактеризован как "шаг, сделанный в правильном направлении".

Однако пункты (2) и (4), касающиеся создания условий для проживания и предоставления вида на жительство беженцам, подвергаются экспертами критике. Относительно условий, при которых рассматривается заявление о предоставлении статуса беженца, в новом законопроекте говорится, что "заявление для получения разрешения на временное проживание должно быть подано в течение шести месяцев с момента въезда в Японию", а также, что "подающий заявление о предоставлении убежища должен прибыть в Японию непосредственно с территории той страны, где его жизнь, свобода и безопасность находились под угрозой".

Определяя такие условия, правительство считает, что каждый, кто подвергается преследованию у себя дома, должен просить предоставить ему статус беженца сразу после выезда из своей страны.

Однако, по данным опроса, который Комиссия ООН по делам беженцев проводила среди тех, кто в течение последних 10 лет был признан беженцем, из 77 человек только 9 прибыли в Японию непосредственно из своей страны. А из 108 человек, подавших заявления в прошлом году, таковыми оказались всего 24 человека.

Тин Вин, 48-летний беженец из Бирмы, прибыл в Японию в ноябре 1996 года, проехав через Таиланд, Малайзию и Сингапур. "По географическим и социальным причинам граждане Бирмы могут покинуть свою страну при единственном условии - если сначала выедут в одну из соседних стран", - объясняет он.

"Лишь немногие страны Юго-Восточной Азии подписали в 1981 году Конвенцию ООН о статусе беженцев. Большинство стран региона поддерживают тесные связи с военно-диктаторским режимом Бирмы. Поэтому я не мог просить политического убежища ни в одной из соседних с Бирмой стран, куда я непосредственно выехал".

Вину удалось получить статус беженца и остаться в Японии. Однако он сомневается в том, что положение таких беженцев, как он, существенно улучшится после принятия нового закона.

Прежде всего, правительству необходимо пересмотреть и усовершенствовать саму процедуру рассмотрения заявлений. В прошлом месяце Токийский окружной суд удовлетворил иск бирманского беженца, который он предъявил японскому правительству, и постановил выплатить беженцу компенсацию в размере 9,5 млн иен за нанесенный ему моральный ущерб. Этот гражданин Бирмы содержался под арестом в течение всех 11 месяцев, когда рассматривалось его заявление о предоставлении статуса беженца. В целом ему потребовалось четыре года, чтобы получить этот статус.

Суд определил, что ответственный чиновник, не поверивший в правдивость информации, изложенной в заявлении бирманца, даже не удосужился проверить достоверность этих фактов.

Показателен случай и с гражданином Афганистана, подавшим апелляцию на отказ правительства присвоить ему статус беженца. Чиновник, которому было поручено заняться пересмотром дела, читая заявление, спросил: "Талибан" - это название одной из этнических групп в Афганистане?" Подобный вопрос демонстрирует полное невежество и некомпетентность этого чиновника, компетенция же крайне необходима для вынесения правильного решения при рассмотрении дел такого рода.

В Японии вопросами беженцев занимаются около 40 чиновников, но из них только 8 человек являются профессионалами в полном смысле этого слова - и все они работают или в Токио, или в Осаке. Остальные чиновники ? это бывшие офицеры полиции, которые занимались поимкой нелегальных иммигрантов.

В связи с этим министерство иностранных дел считает, что необходимо организовать систему должной подготовки и ознакомления чиновников "со всеми аспектами работы с иностранными гражданами, и прежде всего с теми, кто просит предоставить им убежище".

Источник: Asahi


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru