InoPressa: тема дня | 29 мая 2014 г.
"Отступать, не теряя влияния": эквилибристика Обамы
Обзор прессы
Выступая в Военной академии в Вест-Пойнте, американский президент дал сигнал о пересмотре внешнеполитической доктрины США. Обама пытался нащупать "золотую середину" между изоляционизмом и интервенционизмом, положив конец политике по принципу "ударим - и дело с концом". Однако молоток, комментируют СМИ, "хочет бить": американский истеблишмент видит в высказываниях Обамы не систему, а слабость и беспомощность.
"Обама ратует за мультилатеральное и миролюбивое лидерство США" - сообщает в заголовке El Pais.
Как заявил в минувшую среду президент Барак Обама, в ближайшие десятилетия США определенно останутся крупнейшей державой и "страной, без которой невозможно обойтись", пересказывает выступление Обамы в американской военной академии Вест-Пойнт корреспондент Марк Бассетс. "Но мировое лидерство США будет основываться не на военной силе или односторонних действиях, а на дипломатии и сотрудничестве", - заявил президент.
Обама постарался развеять сомнения в реальном влиянии США, возникшие в самой Америке и среди ее союзников в последние месяцы. "Он разъяснил, что военная мощь не может быть единственным компонентом гегемонии США. Подчеркнул, что самая сильная угроза исходит не от других государств, а от террористических группировок, борьба с которыми требует не развертывать армии, а проводить операции сообща с другими странами либо применять спецназ или беспилотники", - пишет автор. Обама также заявил, что именно существование сильных международных институтов и уважение к международному праву укрепляют влияние США.
По мнению газеты, на практике эта доктрина Обамы означает, что США воздержатся от военного вмешательства в Сирии, а после вывода войск из Афганистана сфокусируются на борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке и в Африке.
На взгляд автора, Обама пытался нащупать "золотую середину" между двумя тенденциями внешней политики США - изоляционизмом и интервенционизмом. Обама, по своему обыкновению, занимается эквилибристикой: "да, лидировать, но вместе с другими союзниками и не перегружая армию миссиями; да, отступать, но не теряя влияния", - излагает эту позицию автор. Эти нюансы отражают общественное мнение в США.
"Президент разъяснил, что рассмотрит идею одностороннего вмешательства вроде вторжения в Ирак в 2003 году лишь в случаях, если возникнет непосредственная угроза интересам и безопасности США. В отсутствие непосредственной угрозы "порог" вмешательства будет более высоким, и США, в любом случае, не станут вмешиваться в одиночку", - пишет автор.
Второй столп доктрины Обамы - дипломатия. Президент привел примеры - "упомянул о санкциях в отношении России и о том, что на Украине состоялись выборы", а также о переговорах с Ираном.
"Я всеми фибрами души верю в исключительность США", - заявил Обама, но тут же подчеркнул: основа исключительности - стремление американцев укреплять международные нормы и уважение к закону, а не способность нарушать эти нормы и попирать закон.
Критические материалы в связи с выступением Обамы в Вест-Пойнте публикует американская пресса.
Так, редакция The New York Times утверждает: "Президент Обама упустил шанс для внешней политики". Президент Обама и его помощники разрекламировали его речь перед выпускниками Военной академии Вест-Пойнт как важнейшее событие, когда он изложит концепцию своей внешней политики на оставшийся срок у власти и даст отпор критикам. Однако, как пишет издание, "обращение не оправдало ожиданий, было по большей части неинтересным, лишенным стратегического размаха и вряд ли заставит замолчать его противников, как справа, так и слева".
Президент уверенно говорил об использовании силы. "Он выступил за боевые действия, даже односторонние, в случае военной угрозы стране или безопасности ее союзников. Но он справедливо подчеркнул, что не каждая проблема имеет военное решение и что "наши самые дорогие ошибки происходили не от нашей сдержанности, а от желания ввязаться в военные авантюры", - говорится в статье.
"Вопрос, как он правильно сформулировал, "не в том, будет ли Америка лидером, а в том, как она будет лидировать", и он еще раз заверил, что "изоляционизм - не вариант", пишет газета.
"Однако он сообщил мало новых подробностей о том, как он планирует лидировать в следующие два года, и многие по-прежнему сомневаются, что он полностью осознает степень влияния США пусть даже и в меняющемся мире, - критикует Обаму NYT. - Избитых фраз о том, что Америка - "незаменимая страна", было недостаточно". Издание также отмечает, что, говоря о Китае и России, он едва упомянул свои планы в отношении двух важных государств, чья агрессивность резко возросла.
В целом, выступлению было далеко до крупного события для Обамы. "Однако, поскольку у него не осталось должностей, на которые можно баллотироваться, самое главное - это его дела за следующие два с половиной года", - подытоживает NYT.
"В Вест-Пойнте президент Обама связал Америке руки в международной политике" - заявляет редакция The Washington Post. Обама сократил участие США в глобальной политике, поколебав доверие союзников и поощрив противников, возмущается издание.
По мнению газеты, Обама "идет вразрез со всеми президентами США со времен Второй мировой. Он фактически исключил вмешательства ради прекращения геноцида или отражения агрессии, если нет прямой угрозы территории США или не существует мультилатеральной инициативы".
Газета заключает: на союзников США, как и на тех, кто извлекает выгоду из "отступления Обамы", подействует не риторика, а изменение курса США.
Загнанный в оборону президент США хотел донести до слушателей военной академии Вест-Пойнт очень тяжелое внешнеполитическое послание, комментирует речь Обамы обозреватель немецкой Handelsblatt Аксель Постинет. Главная мысль его обращения к будущей военной и политической элите США такова: мир изменился, и "то, что у нас есть самый лучший молоток, вовсе не значит, что каждая проблема - это гвоздь".
"Цель Обамы - добиться изменения массового сознания, да еще так, чтобы оно пережило смену политического руководства в Вашингтоне, - уверен автор. - Американский лидер хочет официально положить конец политике "ударим - и дело с концом". Однако молоток, продолжает журналист, "хочет бить": едва ли можно не услышать голоса американских политиков, которые видят в высказываниях Обамы не систему, а слабость и беспомощность.
Но по кому бить этим молотком? - задается вопросом автор. "В мире, где самую большую проблему представляют собой разрозненные террористические группировки и экстремисты, попросту нет такого гвоздя, по которому надо бить". Обама, заключает издание, "не первый, кто осознал это, но первый, кто, по крайней мере, озвучил".
Также по теме:
Что не вошло в речь Обамы в Вест-Пойнте: внешнеполитическая головоломка, а не полноценная внешняя политика (The Guardian)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях