Статьи по дате

Tagesspiegel | 29 ноября 1999 г.

Почему молчит Запад?

Кристоф фон Маршал

Представитель президента России в Чечне Николай Кошман заявил, что Грозный не подлежит восстановлению, а столица Чечни должна быть перенесена в Гудермес. Как можно соотнести это заявление с постоянными утверждениями российских политиков и военных о том, что в Чечне осуществляется ограниченная антитеррористическая операция? Российские генералы абсолютно потеряли всякий ориентир: они хотят лишь взять реванш за поражение в прошлой чеченской кампании. Победа в этой войне должна предостеречь все остальные народы против попыток искать независимости: империя наносит ответный удар, - пишет газета.

Москва проводит параллели с Косово. Однако действия России на Кавказе нельзя сравнивать с действиями НАТО на Балканах. Скорее, они напоминают действия сербской армии. Но где же возмущенные протесты Запада? Где ежедневные пресс-конференции министра иностранных дел Германии, на которых он без устали разъясняет, что мир не будет терпеть убийства? Где призывы к морали со стороны министра обороны? Косово заставляет Рудольфа Шарпинга думать об Аушвитце. Но разве не должны слова Кошмана заставить Шарпинга вспомнить о том, что Гитлер сделал с Варшавой?

Население западных государств тоже не выражает особенного протеста. Нет никаких демонстраций, не слышно возмущенных заявлений со стороны правозащитных организаций. Значит ли это, что ситуация в России отличается в лучшую сторону от ситуации в Косово или на Восточном Тиморе? Даже если имеет место самое серьезное из нарушений прав человека - геноцид? Важно понимать: геноцид начинается не с массового истребления какой-то нации. Геноцид начинается значительно раньше. Тогда, когда народ постоянно лишают нормальных условий проживания на своей территории. Оказывается, что ядерная держава даже после окончания холодной войны может абсолютно безбоязненно осуществлять геноцид собственного народа. НАТО вмешаться не может. Кроме того, Россия является членом Совета безопасности ООН и, благодаря праву вето, может отклонить принятие любой неблагоприятной для себя резолюции.

Закономерно встает вопрос, может ли Запад вообще что-либо сделать? Директор-распорядитель МВФ говорит: ?Никаких новых кредитов?. В настоящее время этот вопрос волнует Москву очень мало: с начала года цены на нефть удвоились, и это обеспечивает значительно большие доходы по сравнению с размерами западной финансовой помощи. Большую роль играет психологический фактор: традиционно, если речь заходит о разделении сфер геополитического влияния между Западом и Востоком, подразумевается, что Кавказ ?принадлежит? России. Здесь заканчивается новое мышление и начинается ?вмешательство во внутренние дела суверенного государства?.

Такое поведение Запада очень опасно. Запад начинает терять свое лицо, забывая о своей традиционной приверженности демократическим ценностям. Если нет возможности действовать, то тем более необходимо четко формулировать свою позицию - в противном случае можно превратиться в пособника военных действий.

Россия находится на распутье. Именно сейчас имеет большое значение, какой сигнал последует со стороны Запада. По мнению автора, Запад получит как раз то, что стремиться избежать, занимая позицию молчаливого согласия, а именно: конфронтацию с Россией, которая фактически занимается самоизоляцией.

Источник: Tagesspiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2025 InoPressa.ru