Le Temps | 29 ноября 2000 г.
ЦСКА возбуждает аппетит у российских секретных служб и армии
Лоран Николе
Этот столичный футбольный клуб формально находится в ведении армии, но на самом деле финансируется частными лицами. Его руководители испытывают на себе сильнейшее давление, их пытаются заставить продать свои акции. Некоторые сотрудники служб безопасности похоже хотят избавиться от тех, кого они сами раньше просили спасти клуб. Пока инвесторы сопротивляются, но как долго они продержатся?
- Алло, это КГБ, паразиты!
Этого человека зовут Себиров, он - сотрудник российской секретной службы, ФСБ (ранее КГБ), и именно в таких выраженияях он начинал телефонные разговоры с одним из частных совладельцев футбольного клуба ЦСКА, Русламбеком Русаиновым. Он делал это до тех пор, пока руководство клуба не решило - в августе этого года - записывать все телефонные звонки господина Себирова. А затем предоставить в распоряжение прессы небольшой кусок - 20 минут - из 30 часов разговоров, запись которых находится в их распоряжении. Чтобы общественность узнала - пока без каких-либо последствий - о том давлении, которое на ЦСКА вот уже в течение двух лет оказывают "силовые органы".
- Они называют нас чеченской бандой, - объяснял сегодня в "Новой газете" президент совета директоров ЦСКА Андрей Трубицын. - Мы не виноваты в том, что наш президент - чеченец, что наш селекционер - чеченец, точно так же, как и главный врач. Мы взяли этих людей на работу из-за их профессиональных качеств, а не национальности.
ЦСКА обвиняется в финансировании деятельности чеченских партизан и выплате выкупов, назначенных за захваченных повстанцами заложников. Цель запугивания очевидна - Андрей Трубицын поучил два предложения о выкупе акций. Одно от полковника вооруженных сил Михаила Мамиашвили, другое от одного полковника Министерства внутренних дел, работающего в отделе по борьбе с организованной преступностью. В обнародованных материалах Себиров упоминает доклад, представленный им самому Владимиру Путину и рассказывающий о махинациях руководителей клуба.
- Я не верю ни одному слову, - объяснил Андрей Трубицын, - но проблема состоит в том, что эти люди обманывают не только нас. Они пишут доносы, на основании которых возбуждаются уголовные дела. Очевидно, что кто-то хочет завладеть клубом.
Самое удивительное в этом деле то, что что формально армия до сих является вышестоящим органом для ЦСКА, бюджет клуба теоретически зависит от Министерства обороны. Официально главой клуба по-прежнему является... Мамиашвили! Но вот уже четыре года клуб, по словам Трубицына, "не получил ни одной копейки от военных", и полностью финансируется частными собственниками. Инвесторы появились в 1994-95 гг., чтобы восполнить отсутствие финансирования со стороны Министерства обороны, которое пыталось найти спонсоров. В результате государственный клуб был продан - Трубицын и его друзья купили 49% акций - потом перепродан, и дальше переходил из рук в руки. Купив футбольный клуб ЦСКА, Трубицын приобрел также одноименный баскетбольный клуб, который впоследствии был перепродан одному банку. Вооруженные силы похоже хотят вернуть клуб себе и избавиться от финансистов, которых сами же и пригласили. Давление оказывается самое серьезное: Русланбек Русаинов предпочел сбежать во Францию. Андрей Трубицын рассказывает, что два года назад количество допросов, на которые вызывали "всех сотрудников клуба", и проверок в отношении руководства увеличилось. "Они ничего не нашли, у нас нет никаких черных касс. Если бы что-нибудь такое было, они бы с радостью этим воспользовались, а так им пришлось схватиться за чеченскую тему. Работать с чеченцами с их точки зрения уже является нарушением закона".
Полковник Мамиашвили повторил свои обвинения в том, что ЦСКА сотрудничает с чеченскими боевиками в интервью газете "Советский спорт". Себиров по телефону пообещал Трубицыну "превратить его в молекулы", если тот откажется сотрудничать с ним. Трубицын сказал, что наблюдение за ним велось днем и ночью, на работе и дома, и что он чувствовал себя "измотанным".
Но по его словам пока нет никаких оснований для того, чтобы он принял решение продать акций. В числе возможных оснований он назвал "разумное предложение или угроза физической расправы". В довершение всего по единодушному мнению в этом сезоне ЦСКА постоянно и жестоко страдал от необъективного судейства. Усилия "органов", направленные на то, чтобы вернуть себе контроль над спортивными структурами - идеологически обоснованные, поскольку большинство россиян обожают спорт - могут оказаться успешными, потому что, как сказал Трубицын, "ЦСКА и футбол в целом могут вполне существовать и без частных спонсоров, вопрос только в том, на каком уровне".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях