Le Monde | 29 ноября 2001 г.
Россия стремится принять участие в "большой игре" вокруг Афганистана
Натали Нугуайред
Беспрестанно повторяя, что возможность ввода российских войск в Афганистан исключена, Россия, тем не менее, пытается осуществить крупномасштабное возвращение в эту страну. 12 военно-транспортных российских самолетов "Ил-76" приземлились в понедельник в аэропорту Баграм, расположенном к северу от Кабула. Это первые военные самолеты со времени вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. Самолеты доставили представителей российского министерства по чрезвычайным ситуациям и официальных лиц, которым поручено в самые кратчайшие сроки восстановить здание, где будет размещаться российское посольство.
Стремительное наступление на Кабул, продолженное затем в южных районах страны, предпринятое силами "Северного Альянса", на протяжении многих лет пользовавшегося активной поддержкой Москвы, всегда рассматривалось как часть "большой игры", разворачивающейся вокруг будущего Афганистана. Борьба за влияние между соседними странами напоминает соперничество России и Британской империи в этом же регионе в XIX веке.
Русские, как известно, хотят сохранить важный козырь в лице генерала Фахима, командующего силами "Северного Альянса". Его связи с секретными службами Москвы восходят еще к тем временам, когда он был офицером разведки при коммунистическом режиме - до того, как после падения Наджибуллы в 1992 году он перешел на сторону моджахедов. По мнению аналитиков, его назначение в качестве одного из преемников Масуда, убитого 9 сентября с.г., лишь усилило рычаги влияния Москвы на группировку антиталибских сил в Афганистане.
Однако Россия пытается продемонстрировать свой вес, прежде всего, осуществляя поставки оружия и боеприпасов. С начала западной антитеррористической кампании, к которой присоединился и Владимир Путин, Москва поставила Объединенному фронту 40 танков и 12 боевых вертолетов. "Зеленый свет" на использование американскими войсками военных баз в Средней Азии представляется ею как один из решающих моментов, позволивших одержать целую серию военных побед над талибами. "Успехи, достигнутые в ходе антитеррористической операции, - подчеркивает "Независимая Газета", - вряд ли были бы возможны без участия России". "Без этой поддержки, - подчеркивает газета, отражая мнение, распространенное в российских военных и дипломатических кругах, - Соединенные Штаты и их союзники были бы вынуждены отвечать на теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, нанося удары по талибам, в основном, с юга, с территории Пакистана, активно используя переданные в их распоряжение аэродромы и военные базы, расположенные на территории Саудовской Аравии". А это могло привести к дестабилизации обстановки в этих странах.
Американские бомбардировщики использовали базы в Средней Азии в ходе операций в Афганистане, хотя об этом факте предпочитали не слишком распространяться. Согласно официальным заявлениям российской и узбекской стороны, речь шла об использовании этих инфраструктур в "гуманитарных целях".
Какие цели преследует Кремль в Афганистане, спустя 12 лет после завершения конфликта, превратившегося в суровую драму для русского народа? "Россия хочет сыграть определенную роль, поскольку стабилизация в Афганистане отвечает ее интересам, - утверждает один из западных журналистов, аккредитованных в Москве. ? Она осознает, что у нее нет достаточных средств для обеспечения безопасности своих южных флангов в этом регионе. Владимир Путин, воспользовавшись случаем, решил поручить это американцам, внедрившимся в Среднюю Азию, и вряд ли планирующим уйти оттуда в скором будущем".
Москва хотела бы, чтобы "Северный Альянс" был представлен, в основном, таджикскими и узбекскими группировками. Она также стремится сыграть ведущую роль в политическом переустройстве Афганистана, "но русские прекрасно понимают, что для этого необходимо достичь согласия с пуштунами", - подчеркивает этот журналист. Россия постаралась открыто не поддерживать сторону американцев в процессе поиска путей политического решения конфликта. Ее первые заявления против участия "умеренных талибов" в процессе урегулирования трансформировались в негативное отношение к возможности привлечения к этому процессу "движения Талибан" вообще, поскольку это открыло бы дорогу для участия в нем отдельных представителей талибов.
"Действия России в Афганистане будут носить ограниченный характер", - заявляет, в свою очередь, представитель российского оборонного ведомства, который предпочел не называть своего имени. ? У нас нет финансовых средств для того, чтобы принять реальное участие в оказании помощи по восстановлению этой страны. Эту помощь должно оказать международное сообщество". Кроме того, этот эксперт отметил, что со временем обязательно возникнет вопрос о нефтепроводах и контроле над экспортными потоками энергетического сырья из Средней Азии. В середине 90-х годов Россия самым отрицательным образом относилась к американским проектам строительства нефтепровода, который соединил бы Туркменистан с Индийским океаном, через Афганистан и Пакистан. "Интерес и действия Москвы в данной области будут в большой степени зависеть от позиции, которую займут российские нефтяные компании", - предвещает этот аналитик.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях