The Guardian | 29 ноября 2004 г.
"Постельный этикет": что делать вместе жаворонку и сове?
Стивен Диметриу
Я пишу эту статью в 2 часа ночи. Моя жена ничего об этом не знает, потому что она спит в спальне наверху. Я бы тоже был там, если бы мне разрешили включить свет и почитать новую книгу или если бы она была готова поболтать о событиях дня. Увы, в этом отношении мы полные противоположности. Во всем остальном у нас прекрасные отношения, пока речь не заходит о сне.
И я не исключение. Почти половина людей, поучаствовавших в опросе общественного мнения на прошлой неделе, признала: если говорить о сне, они несовместимы со своими партнерами. И чаще они предпочитают посмотреть телевизор или почитать книгу, чем заняться сексом или поговорить с партнером в постели.
Для трети пар проблема настолько глубока, что они утверждают, что им лучше засыпать в одиночестве. Каждый десятый заявил, что больше любит спать в обнимку с пуховым одеялом, чем со своим любимым человеком. Неудивительно, что для нас всех так или иначе важна особая сфера - назовем ее "постельный этикет" - правила поведения во время ночного отдыха.
Это серьезный вопрос. Если сон - это новый секс, то несовместимость может привести к разрыву отношений. Опрос общественного мнения показал, что после плохого сна ночью люди становятся более раздражительными, подавленными, не могут сконцентрироваться и более склонны ссориться со своим партнером на следующий день.
"Сон - это одна из основных и жизненно важных человеческих потребностей, - говорит д-р Крис Элфорд, специалист по сну, организовавший опрос. - Отсутствие сна оказывает разрушительное воздействие на здоровье человека и его физическое и эмоциональное состояние. От отсутствия и расстройств сна люди пропускают больше рабочих дней, чем от астмы, и поэтому тревожно видеть, как много британских пар страдают от плохого этикета в постели".
Моя жена любит спать как минимум 8 часов и предпочитает отправляться в кровать задолго до полуночи. В спальне должны быть определенные условия: совершенно темно и тихо.
Я, в отличие от нее, предпочитаю не спать вплоть до окончания последней телепередачи. Когда я засиживаюсь допоздна, я включаю свет, читаю. На протяжении многих лет каждое утро моя жена спрашивает меня, почему мне в голову не приходит просто подняться по лестнице, почистить зубы, сказать "спокойной ночи", выключить свет и считать овец до рассвета.
"Но я не такой, - протестую я. - Маргарет Тэтчер требовалось всего 4 часа сна".
Кульминацией всему стало мое решение однажды улечься рядом с женой. В эту ночь мне приснился ужасный сон о том, как мою планету атакуют киллеры - насекомые с Марса. Я разделался с одним из инопланетян, стукнув его по голове. Я тут же проснулся и обнаружил, что заехал жене по лицу. На следующее утро она отправилась на работу с синяком под глазом. После этого довольно долго ей было все равно, где я сплю, лишь бы не рядом с ней.
Санкции были сняты только тогда, когда ее подруга, недавно ставшая матерью, указала ей, что мое ночное бдение будет очень полезно, когда мы решим завести детей. Моя жена поняла, что для нее это может обернуться преимуществом.
Но где-то в глубине души я знаю, что она права. Бессонница, стресс от работы - называйте это как хотите - но от таких привычек страдают многие мои друзья. Может быть, это какое-то особое мужское заболевание, отказ от лежания и ничегонеделания. Мне кажется, что мы просто не знаем, как расслабляться и отдыхать.
Один мой друг каждый вечер сражался с женой из-за света в спальне. Он купил ей повязку на глаза и беруши для ушей и подарил ей этот подарок в тот вечер, когда она решила освежить их постельное общение демонстрацией нового белья. Он до сих пор спит в соседней комнате: "Она прямо сказала мне, куда именно я могу засунуть свои беруши".
По данным психолога и специалиста по супружеским отношениям д-ра Петры Бойнтон, мы слишком сильно ломаем себя, если наши "сонные" привычки не совпадают и мы не можем достичь в них тождества. "В результате социального давления мы считаем, что наши отношения ценны только в том случае, если мы полностью соответствуем друг другу", - замечает она.
Учитывая, что каждый из нас - индивидуум и неповторимая личность, поиски "священного грааля" не оправдывают себя, когда речь идет о сне, особенно когда у нас уже сформировались свои обычаи жизни и фундаментально разные потребности.
Что еще хуже: когда достижение тождества в привычках невозможно, мы автоматически считаем, что не подходим друг другу, и появляется ощущение вины и конфликта.
По словам д-ра Бойнтон, компромисс - это ключевой фактор во всех аспектах отношений. И, по ее мнению, мы должны избавиться от давления. Если паре могут помочь отдельные спальни, пусть так оно и будет. Это не значит, что мы меньше любим друг друга.
Так что в борьбе за соблюдение "постельного этикета" вполне может быть счастливый исход. Последовав совету д-ра Бойтнон, моя жена и я полностью смирились с идеей, что мы оба правы: и ее, и мои привычки сна абсолютно нормальны. В нашем случае это привело к тому, что я отправляюсь в кровать тогда же, когда и она, и, как только моя жена засыпает, мне можно уйти - спуститься вниз, читать и делать все что угодно.
И главный урок - что бы ни случилось, мы всегда просыпаемся вместе. Согласитесь, это самое главное правило.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях